ХI век – век информационных технологии, высоких скоростей, мобильности, инноваций. Сегодняшний мир развивается стремительно, и обществу нужны люди, обеспечивающие его развитие. Мировая тенденция сохранения и развития потенциала одаренных детей коснулась и нашей страны. «Ни одна страна не может позволить себе разбрасываться талантами – это было бы истощением человеческих ресурсов [23]». Одаренные дети – это предполагаемая элита, будущий стержень общества. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться потенциалом подрастающего поколения. Сегодня государство и общество повернулось лицом к одаренным детям и проблемам их развития. Вопрос, который рассматривается в данной дипломной работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о сохранении и развитии одаренности [3].
Общеизвестно, что одаренные подростки – это во всех отношениях особая группа детей. В силу своей одаренности, т. е. в силу своих биологических, личностных, социальных особенностей, одаренные дети попадают в группу риска по формированию невротических расстройств [12]. При этом наличие прогрессирующих с возрастом невротических симптомов у одаренных детей влияет на исчезновение детской одаренности, одаренность поглощается болезнью. В связи с этим, актуальной становится профилактика невротических расстройств личности одаренного подростка с целью сохранения одаренности.
В литературе на сегодняшний день подробно описаны психологические и социальные характеристики одаренных детей и подростков. Описаны психолого-педагогические принципы работы с такими детьми и подростками. Существуют различные классификации видов одаренностей [18; 19; 22]. Однако, не смотря на обилие данных, не существует единой теории, единого взгляда на одаренность и одаренных детей, размыто само понятие одаренность, что является основной проблемой психологии и педагогики. Концепция одаренности необходима для построения образовательной практики, однако, в образовании до сих пор не найден оптимальный вариант развития и сохранения одаренности, не решена проблема «эфемерного ума вундеркинда». Современные исследователи сходятся на том, что необходимо развивать не одаренность, как знания и способности, а личность одаренного ребенка, подростка [16; 17; 18; 19]. До сих пор нет ясности, кого считать одаренным, а с этой проблемой связана не менее значимая проблема диагностики одаренности. В настоящее время недостаточно разработан круг вопросов о биологических факторах, создающих благоприятные условия для формирования и проявления тех или иных форм одаренности. В современной литературе, насыщенной психолого-педагогическими рекомендациями по развитию и сохранению одаренности, биологический аспект упускается из виду, не рассматриваются психофизиологические особенности одаренных детей и подростков [17], что является актуальным.
Информация по теме:
Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между
взрослыми и подростками
Как мы уже отметили, у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению ...
Социобиология о природе человека
биологический социальный конформизм личность общество
Выше отмечалось, что, хотя психика человека и его развитие во многом обусловлены биологически, следует, однако, избегать абсолютизации влияния этого фактора на его жизнедеятельность. ...
Талант
Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант ...