Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств

ХI век – век информационных технологии, высоких скоростей, мобильности, инноваций. Сегодняшний мир развивается стремительно, и обществу нужны люди, обеспечивающие его развитие. Мировая тенденция сохранения и развития потенциала одаренных детей коснулась и нашей страны. «Ни одна страна не может позволить себе разбрасываться талантами – это было бы истощением человеческих ресурсов [23]». Одаренные дети – это предполагаемая элита, будущий стержень общества. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться потенциалом подрастающего поколения. Сегодня государство и общество повернулось лицом к одаренным детям и проблемам их развития. Вопрос, который рассматривается в данной дипломной работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о сохранении и развитии одаренности [3].

Общеизвестно, что одаренные подростки – это во всех отношениях особая группа детей. В силу своей одаренности, т. е. в силу своих биологических, личностных, социальных особенностей, одаренные дети попадают в группу риска по формированию невротических расстройств [12]. При этом наличие прогрессирующих с возрастом невротических симптомов у одаренных детей влияет на исчезновение детской одаренности, одаренность поглощается болезнью. В связи с этим, актуальной становится профилактика невротических расстройств личности одаренного подростка с целью сохранения одаренности.

В литературе на сегодняшний день подробно описаны психологические и социальные характеристики одаренных детей и подростков. Описаны психолого-педагогические принципы работы с такими детьми и подростками. Существуют различные классификации видов одаренностей [18; 19; 22]. Однако, не смотря на обилие данных, не существует единой теории, единого взгляда на одаренность и одаренных детей, размыто само понятие одаренность, что является основной проблемой психологии и педагогики. Концепция одаренности необходима для построения образовательной практики, однако, в образовании до сих пор не найден оптимальный вариант развития и сохранения одаренности, не решена проблема «эфемерного ума вундеркинда». Современные исследователи сходятся на том, что необходимо развивать не одаренность, как знания и способности, а личность одаренного ребенка, подростка [16; 17; 18; 19]. До сих пор нет ясности, кого считать одаренным, а с этой проблемой связана не менее значимая проблема диагностики одаренности. В настоящее время недостаточно разработан круг вопросов о биологических факторах, создающих благоприятные условия для формирования и проявления тех или иных форм одаренности. В современной литературе, насыщенной психолого-педагогическими рекомендациями по развитию и сохранению одаренности, биологический аспект упускается из виду, не рассматриваются психофизиологические особенности одаренных детей и подростков [17], что является актуальным.

Информация по теме:

Краткосрочная психодинамическая психотерапия
Термин «краткосрочная» предложен в 1950-60-х гг. представителями психоаналитического, психодинамического направления психотерапии. До сих пор продолжаются острые дискуссии о возможности и допустимости краткосрочных форм психотерапевтическ ...

Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятель ...

Понятие о значении терминов «психология», «наука» и «искусство»
Прежде чем говорить о соотношении науки и искусства в психологии, дадим понятие о ней. Психология – наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания че ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта