Возможности педагогических средств в профилактике невротических расстройств у подростка

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Возможности педагогических средств в профилактике невротических расстройств у подростка

Хорошо известны успехи в области борьбы с неврозами в психологии и медицине. Доказан успех различных видов психотерапии в борьбе с неврозами, однако ничего по этой проблеме не происходит в области педагогической практики, а между тем борьба с неврозами — это пограничная между педагогикой и медициной область [20]. Психотерапия неврозов становится все более к социоцентрической (установка на связи личности с социальной средой), основные тенденции современной психотерапии детей и подростков, страдающих неврозами, видят основную задачу психотерапии в лечении с последующей личностной и социальной реабилитацией. В этом смысле педагогика, ставя своей задачей, развитие и обучение ребенка и подростка, воспитание в нем социальных, трудовых и этических установок, становится незаменимым средством терапии. Подчеркивается, что внимание педагога должно быть направлено на воспитание сильных побуждающих жизненных мотивов, которые неизбежно затормозят ненужную деятельность. Также считается, что не борьба с эмоциями и искоренение их, а правильное использование и целесообразное направление эмоциональной энергии одаренного ребенка являются одной из основных задач социального воспитания.

Ребенок с любым темпераментом и с любой конституцией имеет возможность быть и оставаться эмоционально здоровым, т е отличаться силой, уравновешенностью и выносливостью своей нервной системы в пределах своей индивидуальной нормы реакции. Следовательно, в соответствии с базовым педагогическим принципом природосообразности в процессе воспитания должна быть в полной мере учтена психофизиологическая индивидуальность ребенка. Необходимо сделать его устойчивым к потенциально невротизирующим экстра- и интровоздействиям посредствам такого воспитания, при котором нервная система сможет проявлять свои сильные, устойчивые и уравновешенные качества.

Из вышесказанного можно обобщить, что для одаренных детей необходим индивидуальный подход, который должен основываться на знании и понимании объективных критериев одаренности. Индивидуальный подход должен быть объективным, а значит учитывать не только личностные и интеллектуальные, но и психофизиологические особенности одаренных подростков. Автор работы рассматривает одаренность с точки зрения взаимодействия всех ее механизмов, и таким образом, не отрицает ни один из перечисленных фактов о важности личностного и интеллектуального развития в обучении и об их высоком значении для одаренности, а также о важности знаний. Однако делает акцент на том, что одаренность есть результат особой мозговой динамики, и что процесс обучения – это процесс психофизиологического взаимодействия учителя и ученика. Если для одаренности немаловажную роль играет возможность человека чувствовать и сохранять ощущение «внутреннего двигателя», для этого ему необходим высокий уровень здоровья и когнитивных способностей и навыков. Здоровье – есть один из главных определяющих факторов в этом взаимодействии, его успешности. В этой ситуации невроз – ест результат дезадаптации одаренных детей к условиям образовательной среды, которая не учитывает проявления их индивидуальных особенностей, так как опирается, в основном, на стандарты. Поэтому необходимо знать и понимать биопсихосоциальные объективные механизмы и критерии одаренности, и главное – благополучия одаренности для того, чтобы строить с опорой на эти критерии основные этапы образовательного процесса и усиливать, сохранять и развивать одаренность во времени, а может быть, и моделировать ее признаки без ущерба для здоровья детей. Необходимо отметить, что проблема обучения в подростковом возрасте в настоящее время актуальна, так как подростковый возраст является критическим с точки зрения самореализации человека, во многом определяя благополучие его дальнейшего существования в социальном сообществе. При этом нет педагогических разработок, основывающихся на индивидуальных и возрастных особенностях подростков, в то время как в литературе достаточно полно описан их психологический портрет [3].

Информация по теме:

Психосоматические теории и модели
Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика.В своём развитии психосоматическа прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма дом ...

Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исправительной системы
Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качест ...

Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
"Гетероссугестивный тренинг психомышечной релаксации(ГСПМР) разрабатывается (В.Н.Кожевников, 1987), который в свою очередь является модификацией ментального тренинга. Ментальный тренинг, как информационно-кодословный метод лечения р ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта