Возможности педагогических средств в профилактике невротических расстройств у подростка

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Возможности педагогических средств в профилактике невротических расстройств у подростка

Хорошо известны успехи в области борьбы с неврозами в психологии и медицине. Доказан успех различных видов психотерапии в борьбе с неврозами, однако ничего по этой проблеме не происходит в области педагогической практики, а между тем борьба с неврозами — это пограничная между педагогикой и медициной область [20]. Психотерапия неврозов становится все более к социоцентрической (установка на связи личности с социальной средой), основные тенденции современной психотерапии детей и подростков, страдающих неврозами, видят основную задачу психотерапии в лечении с последующей личностной и социальной реабилитацией. В этом смысле педагогика, ставя своей задачей, развитие и обучение ребенка и подростка, воспитание в нем социальных, трудовых и этических установок, становится незаменимым средством терапии. Подчеркивается, что внимание педагога должно быть направлено на воспитание сильных побуждающих жизненных мотивов, которые неизбежно затормозят ненужную деятельность. Также считается, что не борьба с эмоциями и искоренение их, а правильное использование и целесообразное направление эмоциональной энергии одаренного ребенка являются одной из основных задач социального воспитания.

Ребенок с любым темпераментом и с любой конституцией имеет возможность быть и оставаться эмоционально здоровым, т е отличаться силой, уравновешенностью и выносливостью своей нервной системы в пределах своей индивидуальной нормы реакции. Следовательно, в соответствии с базовым педагогическим принципом природосообразности в процессе воспитания должна быть в полной мере учтена психофизиологическая индивидуальность ребенка. Необходимо сделать его устойчивым к потенциально невротизирующим экстра- и интровоздействиям посредствам такого воспитания, при котором нервная система сможет проявлять свои сильные, устойчивые и уравновешенные качества.

Из вышесказанного можно обобщить, что для одаренных детей необходим индивидуальный подход, который должен основываться на знании и понимании объективных критериев одаренности. Индивидуальный подход должен быть объективным, а значит учитывать не только личностные и интеллектуальные, но и психофизиологические особенности одаренных подростков. Автор работы рассматривает одаренность с точки зрения взаимодействия всех ее механизмов, и таким образом, не отрицает ни один из перечисленных фактов о важности личностного и интеллектуального развития в обучении и об их высоком значении для одаренности, а также о важности знаний. Однако делает акцент на том, что одаренность есть результат особой мозговой динамики, и что процесс обучения – это процесс психофизиологического взаимодействия учителя и ученика. Если для одаренности немаловажную роль играет возможность человека чувствовать и сохранять ощущение «внутреннего двигателя», для этого ему необходим высокий уровень здоровья и когнитивных способностей и навыков. Здоровье – есть один из главных определяющих факторов в этом взаимодействии, его успешности. В этой ситуации невроз – ест результат дезадаптации одаренных детей к условиям образовательной среды, которая не учитывает проявления их индивидуальных особенностей, так как опирается, в основном, на стандарты. Поэтому необходимо знать и понимать биопсихосоциальные объективные механизмы и критерии одаренности, и главное – благополучия одаренности для того, чтобы строить с опорой на эти критерии основные этапы образовательного процесса и усиливать, сохранять и развивать одаренность во времени, а может быть, и моделировать ее признаки без ущерба для здоровья детей. Необходимо отметить, что проблема обучения в подростковом возрасте в настоящее время актуальна, так как подростковый возраст является критическим с точки зрения самореализации человека, во многом определяя благополучие его дальнейшего существования в социальном сообществе. При этом нет педагогических разработок, основывающихся на индивидуальных и возрастных особенностях подростков, в то время как в литературе достаточно полно описан их психологический портрет [3].

Информация по теме:

Межличностные стили решения конфликтов
Уклонение: этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция – не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придёт ...

Стадии развития конфликта
Динамика конфликта представляет собой сложное социально - психологическое явление, которое отражается в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Течение конфликта подвержено изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а такж ...

Психологические особенности больных сердечнососудистых заболеваний
Значимую роль в возникновении и развитии заболевания играет фактор психологического стресса. Стресс – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени активирующий патологические механизмы. Многие жалуются, что во время напряженн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта