Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста

Психология » Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста » Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста

Страница 1

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". При организации процесса консультирования, в ходе которого проводится коррекция агрессивного поведения подростков, необходимо учитывать зону и содержание конфликта, которые определяются в беседе с ребенком, а также с помощью общепринятых для этих целей методик: проективных рисунков, неоконченных предложений [35,25,27]. К таким индивидуальным способам относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, овладевая другими вариантами своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация. Коррекция проявлений агрессивного поведения детей направлена на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств (упражнение «Обзывалки»); на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива (упражнение «Сороконожка»); на снятие эмоционального напряжения, агрессии, двигательной активности (упражнение «Добрый бегемотик» и т.п.). Коррекционную работу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями.

Работу с родителями агрессивного умственно отсталого подростка целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих;

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

1. Негативные: наказания, приказы.

2. Нейтральные: модификация поведения.

3. Позитивные: просьбы, мягкое физическое манипулирование [24].

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев подростка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев подростка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто, медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В коррекционной работе с умственно отсталыми подростками в устранении проявления агрессивного поведения следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка — "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...

Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии. Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...

Феномены телесности у взрослого человека
Наиболее сложную для понимания картину образуют феномены телесности у взрослого человека. В ходе развития они оказываются "встроенными" в общую архитектонику психической жизни индивида, смысловой сферы его личности, образуя при ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта