Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста

Психология » Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста » Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста

Страница 1

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". При организации процесса консультирования, в ходе которого проводится коррекция агрессивного поведения подростков, необходимо учитывать зону и содержание конфликта, которые определяются в беседе с ребенком, а также с помощью общепринятых для этих целей методик: проективных рисунков, неоконченных предложений [35,25,27]. К таким индивидуальным способам относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, овладевая другими вариантами своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация. Коррекция проявлений агрессивного поведения детей направлена на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств (упражнение «Обзывалки»); на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива (упражнение «Сороконожка»); на снятие эмоционального напряжения, агрессии, двигательной активности (упражнение «Добрый бегемотик» и т.п.). Коррекционную работу необходимо вести не только с детьми, но и с родителями.

Работу с родителями агрессивного умственно отсталого подростка целесообразно проводить в двух направлениях:

1. Информирование о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих;

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

1. Негативные: наказания, приказы.

2. Нейтральные: модификация поведения.

3. Позитивные: просьбы, мягкое физическое манипулирование [24].

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев подростка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев подростка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто, медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т.д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В коррекционной работе с умственно отсталыми подростками в устранении проявления агрессивного поведения следует уделять внимание формированию круга его интересов на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка — "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Цель и задачи индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает командира подразделения уделять главное внимание индивидуальной работе с каждой категорией военнослужащих, в том числе и с трудными (ст. 143). Индивидуальная воспитат ...

Этиология, патогенез детского аутизма
В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность ЦНС. Был, выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, о ...

Психологические механизмы формирования коллектива
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта