Современные научные теории неврозов

Психология » Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии » Современные научные теории неврозов

Страница 1

В современной литературе по неврозам значимыми сторонами неврозогенеза являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности.

Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Психическая травма, как событие или ситуация, стоит в ряду других жизненных ситуаций [19].

К невротическим расстройствам могут приводить как эпизоды и ситуации, так окружение и среда. Психотравмирующими они становятся не только в связи с масштабностью и катастрофичностью. При анализе фактора психической травмы выделяются следующие ее характеристики:

1. интенсивность;

2. смысл;

3. значимость и актуальность;

4. патогенность;

5. острота проявления (внезапность);

6 продолжительность;

7. повторяемость;

8. связь с преморбидными личностными особенностями.

На базе психической травмы формируется актуальный конфликт, который складывается из жизненных событий и микротравм. Подобные микротравмы, действуя ежедневно и монотонно, способны сформировать невротическую симптоматику.

Типичными невротическим симптомокомплексами считаются: астенический, депрессивный, ипохондрический, ананкастический.

В возникновении неврозов существенную роль играет фактор нервно-психического перенапряжения.

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

По Карвасарскому Б. Д. (1980) отмечаются следующие характеристики невроза:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств [8].

При неврозах страдает часть личности с сохраняющимся критическим отношением к болезни. Также отмечается большое влияние среды. Причиной длительного течения неврозов могут являться объективно и субъективно трудноразрешимые конфликтные патогенные ситуации, специфические невротические особенности личности, отношения, установки и т.д.

В качестве основных форм при неврозах выступают астенический, ипохондрический, фобический синдромы, синдром невротической депрессии [9].

Астенический синдром – состояние нервно-психической слабости (возбуждение или истощение). Астенический синдром – один из самых частых в клинике неврозов.

Для астенического синдрома при неврозах наиболее типична триада следующих болезненных нарушений: собственно астения, вегетативные проявления и расстройства сна.

Собственно астения включает в себя повышенную утомляемость, снижение трудоспособности, ухудшение памяти и внимания. Снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично к затруднениям запоминания. Весьма характерно также механическое чтение без усвоения содержания прочитанного. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Эмоциональная реакция неадекватна силе раздражителя. Кроме того, для больных типичны нетерпеливость и плохая переносимость ожидания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Отчуждение в системе образования
В каком смысле можно говорить об отчуждении в образовании? Что подвергается отчуждению, т.е. изъятию из владения ученика. Отчуждению подвергается свобода человека распоряжаться временем, пространством, собой в соответствии с собственными ...

Личность в группе. Влияние группы на личность
Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культ ...

Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выгот ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта