Современные научные теории неврозов

Психология » Влияние психологических факторов патогенеза невротических расстройств на саногенез в результате психотерапии » Современные научные теории неврозов

Страница 6

Немаловажным для понимания механизмов формирования невротических расстройств является динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. В. Д. Менделевич выделяет четыре этапа неврозогенеза:

1. когнитивный;

2. аффективно-мотивационный;

3. антиципационный;

4. поведенческий.

На когнитивном этапе, возникающем непосредственно вслед за психотравмирующей ситуацией, психическая деятельность больных направлена на осознание случившегося. При этом больные могут находится в различном эмоциональном состоянии – депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные ситуации. Больные пытаются понять новые условия (фаза ориентации), в которые поставлены ситуацией, выявить отрицательные и положительные стороны нового статуса, то есть "сориентироваться в настоящем". Далее больными производится оценочная психическая деятельность, то есть событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой (фаза оценки) [16].

Когнитивный этап – особенно в фазе оценки – играет существенную роль.

Изучение клинических особенностей эмоциональных состояний на когнитивном этапе показывает, что следует говорить в основном о таких психологических феноменах как разочарование, растерянность (аффект недоумения непсихического уровня) и обида. Последний феномен оказывается базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов.

Анализ эмоциональных переживаний, наблюдаемых на этом этапе формирования невротических расстройств, показывает, что они базируются не только на мотивационных особенностях преморбидных личностей, но и на некоторых когнитивных особенностях. Все первичные эмоциональные переживания формируются у больных на основе неожиданно возникавших психотравмирующих ситуаций, а фактор неожиданности отражал несовершенство механизмов антиципации. Как правило, обида – наиболее широко представленное на этом этапе психическое переживание – возникает вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим и реальной оценкой их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения [3].

Аффективно-мотивационный этап проявляется следующими симптомокомплексами: депрессивным, тревожно-депрессивным, фобическим, истерическим, ипохондрическим. Поведение больных на этом этапе полностью вытекает из аффективно насыщенной патологии, действия диктуются эмоциональными переживаниями, воспоминаниями о психотравмирующем эпизоде и о продолжающемся психотравмирующем воздействии неразрешенного конфликта. Вероятностное прогнозирование будущего блокируется ярко выраженными аффективными расстройствами. Именно на этом этапе внимание больных особенно привлекает свое самочувствие, проявляется комплекс соматизированных и соматоформных расстройств: цефалгий, вегетативных кризов, нарушений дыхания, пищеварения и др. Своеобразное "бегство в болезнь" может рассматриваться, с одной стороны, как уклонение от трезвой оценки реальности и неспособности разрешить конфликт, с другой, как невозможность, нежелание или неумение спрогнозировать варианты исходов неосознанно выбранного стереотипа собственных действий и поступков.

Антиципационный этап формирования невротических расстройств является определяющим в исходе невроза: либо больной создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Организационные факторы стресса
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное ...

Проявления стресса
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различ ...

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что « .главным процессом, который характеризует психиче ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта