Немаловажным для понимания механизмов формирования невротических расстройств является динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. В. Д. Менделевич выделяет четыре этапа неврозогенеза:
1. когнитивный;
2. аффективно-мотивационный;
3. антиципационный;
4. поведенческий.
На когнитивном этапе, возникающем непосредственно вслед за психотравмирующей ситуацией, психическая деятельность больных направлена на осознание случившегося. При этом больные могут находится в различном эмоциональном состоянии – депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные ситуации. Больные пытаются понять новые условия (фаза ориентации), в которые поставлены ситуацией, выявить отрицательные и положительные стороны нового статуса, то есть "сориентироваться в настоящем". Далее больными производится оценочная психическая деятельность, то есть событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой (фаза оценки) [16].
Когнитивный этап – особенно в фазе оценки – играет существенную роль.
Изучение клинических особенностей эмоциональных состояний на когнитивном этапе показывает, что следует говорить в основном о таких психологических феноменах как разочарование, растерянность (аффект недоумения непсихического уровня) и обида. Последний феномен оказывается базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов.
Анализ эмоциональных переживаний, наблюдаемых на этом этапе формирования невротических расстройств, показывает, что они базируются не только на мотивационных особенностях преморбидных личностей, но и на некоторых когнитивных особенностях. Все первичные эмоциональные переживания формируются у больных на основе неожиданно возникавших психотравмирующих ситуаций, а фактор неожиданности отражал несовершенство механизмов антиципации. Как правило, обида – наиболее широко представленное на этом этапе психическое переживание – возникает вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим и реальной оценкой их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения [3].
Аффективно-мотивационный этап проявляется следующими симптомокомплексами: депрессивным, тревожно-депрессивным, фобическим, истерическим, ипохондрическим. Поведение больных на этом этапе полностью вытекает из аффективно насыщенной патологии, действия диктуются эмоциональными переживаниями, воспоминаниями о психотравмирующем эпизоде и о продолжающемся психотравмирующем воздействии неразрешенного конфликта. Вероятностное прогнозирование будущего блокируется ярко выраженными аффективными расстройствами. Именно на этом этапе внимание больных особенно привлекает свое самочувствие, проявляется комплекс соматизированных и соматоформных расстройств: цефалгий, вегетативных кризов, нарушений дыхания, пищеварения и др. Своеобразное "бегство в болезнь" может рассматриваться, с одной стороны, как уклонение от трезвой оценки реальности и неспособности разрешить конфликт, с другой, как невозможность, нежелание или неумение спрогнозировать варианты исходов неосознанно выбранного стереотипа собственных действий и поступков.
Антиципационный этап формирования невротических расстройств является определяющим в исходе невроза: либо больной создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.
Информация по теме:
Специфика адаптации первоклассников к школе
Адаптация детей к школе – это процесс активного приспособления ребёнка и в исследованиях некоторых авторов выделено 3 уровня адаптации:
Параметры
(переменные)
Высокий уровень адаптации
Средний уровень адаптации
Низкий уровен ...
Коммуникативные девиации
Общение занимает одно из важнейших мест в современной жизни. И, прежде всего, это связано с развитием глобальной сети коммуникаций и необходимостью обмена имеющейся информации между людьми. Однако этот обмен и та скорость, с которой он пр ...
Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родите ...