Психологическое консультирование включает несколько основных положений:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, то есть признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы. Человек, а не проблема ставится во главу угла. Цель — не решить отдельную проблему, а помочь индивиду “вырасти” таким образом, чтобы он сам смог справляться с существующей, а также с последующими проблемами, будучи уже более интегрированной личностью. Если он сможет обрести достаточную целостность, чтобы решить какую-то одну проблему, являясь в большей степени личностью независимой, ответственной, ясно мыслящей и хорошо организованной, то на этом же уровне он сможет решать и все свои новые проблемы.
Делается упор на стремление индивида к внутреннему росту, здоровью и адаптации. Терапия заключается не в том, чтобы что-то делать для индивида, и не в том, чтобы принуждать его совершить нечто с собой. Нет, ее задача — освободить его для того, чтобы он мог нормально развиваться, преодолевать трудности и снова двигаться вперед.
Огромную роль играет способность клиента к воображению. Любая проблема или негативная эмоция, которую испытывает клиент может быть представлена им в виде образа. Работа с образом помогает клиенту осознать суть и причины своей проблемы.
Важнейшие эмоциональные паттерны индивида, которые используются для функционирования психики, те, которые по его ощущениям требуют серьезного рассмотрения, обнаруживаются в уже существующих способах приспособления, в том числе в ситуации консультирования, так же как и в его прошлом опыте. Прошлое очень важно с точки зрения исследователя, старающегося понять развитие человеческого поведения. Для терапии же оно не всегда имеет значение. Все зависит от того, с какой именно проблемой обратился клиент. Если причины его настоящего проблемного поведения кроются в каких-то ситуациях из прошлого, которые он не смог самостоятельно переосмыслить и принять, то задачей консультанта в данном случае является помочь клиенту переосмыслить эти ситуации, понять для чего они ему были нужны, какие уроки он должен был из них извлечь. Например, ко мне обратилась женщина, у которой в настоящем депрессия и нежелание жить, ощущение безысходности, она жаловалась на то, что не умеет радоваться жизни. Мы с ней стали выяснять, как и когда у нее появилось такое состояние, она говорила, что ее это сопровождает всю ее жизнь. Потом она вспомнила конкретный эпизод из детства. Вот что она рассказала: «Мне было лет 5, я играла во дворе, ко мне подошёл мальчик постарше и сказал «закрой глаза, открой рот», я тогда всем и всему верила, ни от кого подвоха не ожидала. Он взял и положил мне в рот камень. А потом ещё и сказал, что я скоро умру из-за этого. Несколько дней подряд я ждала, что умру, мучилась и боялась сказать об этом родителям. Не знаю, насколько повлиял именно этот эпизод, но теперь ото всех и от всего ожидаю подвоха и обмана, боюсь, что мне сделают больно, так и происходит. А ещё такое чувство, что я до сих пор жду, ну когда же сбудется обещание того мальчика. И сейчас у меня часто возникает мысль (как только что-то «не так»), может, это ошибка, что я до сих пор живу, может, меня уже не должно было бы быть, и поэтому у меня такое ощущение бессмысленного существования?» В данном случае очень хорошо работает метод отделения образа. То есть клиенту необходимо отделить себя настоящего и ищущего выход из ситуации от образа себя в прошлом, когда он дал себе негативную установку. Для этого нужно увидеть себя в той ситуации из прошлого как бы со стороны и мысленно растворить негативную картинку, заменив ее светлым позитивным образом себя, таким, каким бы человек хотел себя видеть. При этом клиенту необходимо помочь осознать, что он в той ситуации воспринял неправильно, помочь найти ему позитив и понять свой урок. В данном примере ситуация учила женщину любить себя и жизнь, доверять себе и людям. Важным этапом в этом процессе также является прощение себя и прощение того человека, который участвовал в проблемной ситуации.
Информация по теме:
Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса сост ...
Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводи ...
Функции, современное состояние и перспективы политической психологии
Роль и влияние политической психологии в политике проявляются, прежде всего, в осуществляемых ею функциях. Именно последние выражают её способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования ...