Данная работа была направлена на изучение связи статуса идентичности юноши с принятием роли в группе сверстников.
В результате проведенного исследования мы смогли получить результаты относительно трех, из четырех обозначенных, статусов идентичности, анализ которых позволил сделать выводы и характеризовать принятие роли юношами со статусами идентичности: преждевременный, мораторий и диффузия.
Мы установили, что принятие роли старшими школьниками в группе сверстников зависит от статуса идентичности.
Мы получили следующие данные, значимые для целей нашего исследования.
Поведение юношей по отношению к принятию роли существенно различается в группах с каждым из трех исследуемых статусов идентичности.
Различия касаются следующих аспектов:
ü Возможности юноши определить, какие функции им в группе выполнялись.
ü Кто и за что нес ответственность, нес ли он, брал ли на себя ответственность.
ü Какое значение имело поведение юноши для группы. Для выполнения задания, поставленного перед группой.
ü Возможности дать название своей роли в группе, охарактеризовать ее.
ü Возможности определить соответствие роли и требований к ней.
ü Эмоциональной окраски поведения. Заинтересованности в деятельности и определенном поведении.
ü Степени согласованности своих действий с действиями других членов группы и целью групповой работы.
ü Самостоятельность в принятии решений, активности по отношению к выполнению своей роли.
Полученные выводы позволяют нам прогнозировать поведение юноши в процессе групповой работы и таким образом планировать более эффективное использование такой формы работы в педагогической деятельности.
Мы считаем, что, безусловно, важно использование групповой формы работы в юношеском возрасте, но предполагаем, что она должна быть организована определенным образом, с учетом таких особенностей юношеского возраста как нахождение в определенном статусе идентичности.
Полученные в результате проведенного исследования данные так же позволяют нам обозначить следующие проблемные области, требующие дальнейшего исследования: зависимость эффективности групповой деятельности от сочетания в группах юношей с разными статусами идентичности, выявление наиболее продуктивно работающего состава таких групп.
Информация по теме:
Психологические механизмы формирования коллектива
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая ...
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего
дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает уме ...
Страхи детей с ЗПР
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений э ...