Одним из аспектов психологии юношеского возраста, которому в течение многих лет уделяется внимания исследователей, является идентичность. Так, согласно теории Эрика Эриксона, центральной задачей развития в юношеском возрасте является формирование адекватной личной идентичности. Чем более целостным и устойчивым является у человека чувство его внутренней идентичности, тем последовательнее будет его поведение и тем выше будет его чувство уверенности в себе, в том, что он делает и выбирает.
Так же, интерес к юношескому возрасту связан с особенностями данного возрастного периода, с тем, что статус старшеклассника в коллективе и соответствующие ему роли оказывают сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости (Кон И.С., Слободчиков В.И.).
Кроме того, мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком в данном школьном возрасте выступает мотивом учебной деятельности. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы.
Любая групповая работа предполагает достижение цели, а значит решение определенного количества разнообразных задач. В тоже время для получения намеченного результата все члены группы не могут находиться в одинаковом положении, таким образом, возникает необходимость функционального распределения ролей и последующего процесса их принятия членами группы.
Поведение юноши, возможность принимать решения, зависят от сформированности структуры его идентичности. Кроме того, уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт.
Таким образом, процесс принятия роли, и особенности участия в групповой деятельности так же можно рассматривать как зависящие от идентичности юноши, а точнее статуса его идентичности.
Информация по теме:
Катарсис
Еще Аристотель (382 – 322 н.э.) считал, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ дл ...
Роль интуиции, истины и творческого подхода в медицинской практике
Работа врача начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение – таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней и постановке диагноза [1, 8]. В соответствии с этим содержание диагностики можно ...
Следующий уровень развития – уровень «кентавра»
"Приспособленный" в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве "внешнего объекта" или, можно было бы сказать, "низлежащего объекта". Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как ц ...