Принятие роли

Психология » Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности » Принятие роли

В период пребывания человека в статусе на освоение роли влияет ряд факторов. Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн выделяют три группы факторов:

1. Связан с субъективным отношением к роли ее исполнителя (насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли).

2. Включает санкции (положительный и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение и неисполнение роли.

3. Фактор ориентации исполнителя роли, среди которых выделяются две: ориентация на моральные ценности и прагматическая ориентация[1].

Так же выделяются еще ряд факторов восприятия и выполнения роли:

ü Знание роли, т.е. представления о правах и обязанностях, предписанных статусом.

ü Умение строить свое поведение в соответствии со статусом.

ü Интериоризация выполнения роли, которая непосредственно связывается с ее значимостью для индивида.

А.Л.Свенцицкий:

1. Готовность к принятию роли.

2. Информированность.

3. Степень самостоятельности.

4. Адаптированность к условиям труда.

5. Уровень притязаний.

6. Взаимосвязь с другими ролями.

7. Самооценка собственного ролевого поведения.

8. Мотивация.

На пути принятия роли можно выделить несколько шагов.

Знание требований, относящихся к какой-либо социальной роли, - первый шаг на пути ее выполнения. Однако, даже такое знание само по себе еще не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным образом.

Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и "Я". Психологи определяют "Я" как проявление самосознания личности, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-"Я"). На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я-концепция - представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.

Как пишет И.С.Кон, "интернализованная роль — это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям" [16].

Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью - ее интернализация. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание ее, моральная готовность личности принять данную роль.

Успешность интернализации индивидом какой-либо роли всецело зависит от его Я-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его Я-концепцией, то определенные ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются необходимые предпосылки для успешного выполнения данной социальной роли.

Итак, Важными предпосылками успешного выполнения роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых предписаний Я-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих мотивов.

Информация по теме:

Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...

Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...

Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта