В период пребывания человека в статусе на освоение роли влияет ряд факторов. Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн выделяют три группы факторов:
1. Связан с субъективным отношением к роли ее исполнителя (насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли).
2. Включает санкции (положительный и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение и неисполнение роли.
3. Фактор ориентации исполнителя роли, среди которых выделяются две: ориентация на моральные ценности и прагматическая ориентация[1].
Так же выделяются еще ряд факторов восприятия и выполнения роли:
ü Знание роли, т.е. представления о правах и обязанностях, предписанных статусом.
ü Умение строить свое поведение в соответствии со статусом.
ü Интериоризация выполнения роли, которая непосредственно связывается с ее значимостью для индивида.
А.Л.Свенцицкий:
1. Готовность к принятию роли.
2. Информированность.
3. Степень самостоятельности.
4. Адаптированность к условиям труда.
5. Уровень притязаний.
6. Взаимосвязь с другими ролями.
7. Самооценка собственного ролевого поведения.
8. Мотивация.
На пути принятия роли можно выделить несколько шагов.
Знание требований, относящихся к какой-либо социальной роли, - первый шаг на пути ее выполнения. Однако, даже такое знание само по себе еще не вызывает у человека желания немедленно действовать указанным образом.
Ролевое поведение личности обычно рассматривается как функция двух основных переменных - социальной роли и "Я". Психологи определяют "Я" как проявление самосознания личности, как продукт выделения человеком самого себя из окружающего мира и противопоставления ему (не-"Я"). На основе взаимодействия личности с другими людьми формируется Я-концепция - представление индивида о самом себе. Это представление основано в значительной степени на том, как другие люди определяют наше положение в обществе и как они оценивают наше поведение применительно к этому положению. Итак, Я-концепция во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свои социальные роли. С другой стороны, овладение личностью какой-либо новой для нее социальной ролью обусловлено особенностями ее Я-концепции. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.
Как пишет И.С.Кон, "интернализованная роль — это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям" [16].
Таким образом, следующий этап овладения индивидом какой-либо ролью - ее интернализация. При этом подразумевается не просто согласие с требованиями той или иной роли, но осознание ее, моральная готовность личности принять данную роль.
Успешность интернализации индивидом какой-либо роли всецело зависит от его Я-концепции. Если понимание индивидом своей роли согласуется с его Я-концепцией, то определенные ролевые предписания подкрепляются соответствующими требованиями личности к себе. На этой основе появляются необходимые предпосылки для успешного выполнения данной социальной роли.
Итак, Важными предпосылками успешного выполнения роли являются знания индивида о содержании своей социальной роли, ее интернализация (согласие с ее требованиями), соответствие ролевых предписаний Я-концепции личности. К этому следует добавить необходимость соответствующих мотивов.
Информация по теме:
Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...
Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...
Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи
связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...