Варианты формирования эго-идентичности

Психология » Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности » Варианты формирования эго-идентичности

Страница 1

Необходимым условием для формирования эго-идентичности последователь Э.Эриксона Дж.Марсиа, считал определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии, политики.

Дж.Марсиа определил идентичность как структуру эго, т.е. как динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж.Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем

Дж.Марсиа выделяет четыре основных варианта или состояния формирования идентичности (этапа, уровня развития идентичности). Этими вариантами или статусами идентичности являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений (кризис идентичности) и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей (будущей профессиональной деятельности); и измеряются степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека [4;6;17;].

Кризис идентичности - период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я?» «и куда я иду?».

1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. В ситуации диффузной идентичности индивид не принимает никаких решений и ни на что не опирается в своих действиях. Нельзя сказать, что такой человек не имеет ценностных установок и совсем не принимает социальных ролей, скорее всего он беспорядочно руководствуется то одними закрепленными в культуре ценностями, то другими, и никак не принимает постоянного устойчивого набора, адекватного его настоящей ситуации. Его поведение может быть интерпретировано как хамелеонообразное, неаутентичное; черты характера, как противоречивые, несовместимые, несвязанные. Человек, эго-идентичность которого находится в этом статусе, испытывает хроническое чувство пустоты и скуки, имеет примитивный уровень защитных механизмов, слабо структурирует опыт, не имеет целостного образа; он или всё принимает, или тотально отвергает.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

На этапе предрешенной идентичности индивид уже принял решение относительно того, кем ему быть в жизни и как строить поведение, ему кажется, что он четко знает, что правильно, а что нет. Такое самоопределение не имеет под собой основы в форме конструктивно разрешенного кризиса, индивид не представляет себе сложность того за что берется, адекватно не соотносит собственные возможности с теми социальными требованиями, которые встанут перед ним в процессе реализации принятого решения. В этом случае при столкновении с реальными проблемами, индивид может быть легко ввергнут в диффузию. Набор ценностей, которыми индивид обладает, имеет ретрофлексивное происхождение, т.е. он просто перенимается из социума, за ним не стоит собственно личностного самоопределения. Кода индивид принимает решения в соответствии с предрешенными ценностями, он, по мнению Марсиа, вынужден апеллировать к другим, смещать себя с другими, что делает структуру эго более хрупкой [6]. Тем не менее, нельзя забывать о том, что прежде чем определяться в ценностях, индивид в процессе социализации и воспитания должен впитать, ретрофлексивно усвоить веер закрепленных в культуре вариантов, из которых в дальнейшем, методом проб и кризисов придется выбирать собственные. В этом смысле, как точно заметил И.С. Кон, статусы эго-идентичности являются типами личности, и, вместе с тем, этапами ее развития [5]. Нельзя попасть в статус достигнутой идентичности минуя предрешенность.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психосоматические теории и модели
Психоанализ и психодинамически-ориентированная психосоматика.В своём развитии психосоматическа прошла ряд этапов, на каждом из которых доминировала та или иная теоретическая концепция.В эпоху ортодоксального психоанализа и неофрейдизма дом ...

Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
В проанализированных мной источниках проблема формирования Я-концепции рассматривается с двух сторон. С одной стороны рассматриваются факторы, определяющие формирование Я-концепции. С другой – по отдельности рассматриваются процессы стано ...

Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта