3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
В состоянии моратория индивид сдвигается от крайней точки отчета в направлении осознания альтернатив, возможностей выбора. Отличие этого статуса от статуса диффузии состоит в том, что за альтернативами стоит опыт в котором индивид пережил кризис, привлек ресурс для разрешения серии противоречий; на этом этапе человек точно знает между чем он выбирает.
Варианты, из которых индивиду предстоит выбрать идеологию и направление, в котором он будет двигаться, представлены именно как таковые, а не как возникающие случайно и стихийно увлекающие за собой фрагменты. На этом этапе человек взвешивает осознанные альтернативы, пробует социальные роли, старается выбрать устойчивые ориентиры из ряда прожитых, закрепленных в опыте вариантов.
4. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности» кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
— статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора. В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил.
Блистательным триумфом эго-идентичности, является состояние, когда индивид приняв решение относительно вектора движения в жизни и выработав стратегию его реализации, конструктивно разрешает противоречие, достигает своей внешней цели, встраивая позитивное новообразование во внутреннюю структуру эго. Это достигнутая идентичность.
Модель формирования идентичности, предложенная Марсиа
Статусы. |
Прохождение кризиса идентичности или периода принятия решений. |
Обязательства в отношении выбора. Системы убеждений и ценностей или карьеры. |
Предрешенность / преждевременная |
нет |
есть |
Диффузия |
нет |
нет |
Мораторий |
В процессе прохождения |
В процессе принятия |
Достижение идентичности |
Пройден |
Приняты |
Информация по теме:
Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...
Дисгармония семейных отношений и подросток
Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирован ...
Теоретические подходы к описанию личностных качеств
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Л ...