Общая структурно-функциональная модель работы мозга

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Общая структурно-функциональная модель работы мозга

Страница 1

Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными системами, не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, является необходимым понимание, из каких основных функциональных единиц состоит мозг человека и какую роль играет каждая из них в осуществлении сложных форм психической деятельности.

А.Р.Лурия (1973) была предложена общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

· I-й блок — энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;

· II-й блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;

· III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. (10)

Блок регуляции тонуса и бодрствования.

Для полноценного обеспечения психических процессов, необходим оптимальный тонус коры головного мозга. Кора головного мозга – высший отдел центральной нервной системы, обеспечивающий на основе врожденных и приобретенных в онтогенезе функций, наиболее совершенную организацию поведения организма. Функции коры реализуются взаимодействием процессов возбуждения и торможения.

В состоянии сниженного тонуса коры нарушается нормальное соотношение возбудительных и тормозных процессов и та подвижность нервной системы, которая необходима для протекания каждой нормальной психической деятельности.

Аппараты, обеспечивающие тонус коры, лежат не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга и находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и испытывая ее регулирующее влияние. В этот блок входят: ретикулярная формация, аппараты гипоталамуса, аппараты таламуса Функции таламуса – обработка и интеграция всех сигналов, идущих в кору головного мозга от нейронов спинного мозга, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев; регуляция функциональных состояний организма.

Этот блок вызывает реакцию пробуждения, повышает возбудимость, обостряет чувствительность и оказывает тем самым общее активирующее влияние на кору головного мозга. Данный блок расположен в основном в пределах мозгового ствола, образовании межуточного мозга и медиальных отделов коры. В этом блоке сосредоточены: дыхательный центр, сосудодвигательный центр, глазодвигательный центр.

Блок приема, переработки и хранения информации.

Этот блок расположен в наружных отделах новой коры и занимает ее задние отделы, включая в свои состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) области.

Основу этого блока образуют первичные или проекционные зоны коры, состоящие из нейронов, обладающих высочайшей специфичностью. Первичные или проекционные зоны коры составляют основу этого блока. Они окружены надстроенными над ними аппаратами вторичных зон коры. Они включают в свой состав ассоциативные нейроны, позволяющие комбинировать поступающие возбуждения в те или иные функциональные узоры и осуществляющие, таким образом, синтетическую функцию.

Однако, познавательная деятельность человека никогда не протекает, опираясь на одну изолированную модальность (осязание, зрение, слух). Любое предметное восприятие и тем более представление – системно, оно является результатом полимодальной деятельности, которая носит сначала развернутый, а затем свернутый характер. Поэтому, совершенно естественно, что она должна опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Причины кризисов развития личности по А.В. Петровскому
Проблема развития ребенка становится приоритетной для советской психологии начиная с 30-х гг. Однако общие теоретические аспекты возрастной психологии до сих пор остаются дискуссионными. Как нам случалось уже подчеркивать, традиционный п ...

Организация адаптационного периода
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде. Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к ...

Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исправительной системы
Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качест ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта