Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла в связи с ростом нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств.
Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм. Проблема раннего детского аутизма (РДА) возникла в 1943г. когда Л.Каннер из всего многообразия аутистических проявлений у детей выделил особый по своим клиническим признакам синдром.
В литературе, посвященной этой проблеме, велись и до настоящего времени ведутся научные споры по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, прогноза, лечения и права РДА на клиническую самостоятельность в ряду бесконечного ряда других аутистических расстройств.
Все определяющие вопросы учения о РДА: определение, этиология, патогенез – на данном этапе знания остаются противоречивыми, неопределенными и не способствуют, а затрудняют диагностический процесс.
То есть проблема РДА настолько сложна, что требует дальнейших исследований. Интерес к ней обусловлен как достижениями в области клинического изучения РДА, так и малой разрешенностью неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.
Распространенность РДА достаточно высока, данный синдром встречается примерно в 3 - 6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. (13)
Кроме этого, из-за сложности диагностики РДА и недостатка знаний об этой аномалии развития предполагается (M.Reiser, 1976), что еще один из 10 детей с диагнозом умственной отсталости страдает РДА. N.Tinbergen, E.Tinbergen (1983) также полагают, что распространенность этой аномалии значительно выше, так как к врачу попадают лишь дети с наиболее тяжелыми формами РДА. (7)
Частота нарушений такого рода, определяемая методами педагогической диагностики, по мнению многих авторов, возрастает: ими обладают в среднем 15 – 20 из 10 000 детей.
Кроме того, актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что в настоящее время не существует единой системы классификации РДА. Несмотря на общую логику нарушения развития при аутизме, аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой.
Имеющиеся классификации в основном построены на производных проявлениях нарушения, когда в качестве критериев для классификации выдвигаются: оценки речевого и интеллектуального развития, характер социальной дезадаптации; либо классификации опираются на этиологию синдрома (в то время как этиология до сих пор не выяснена).
В связи с этим существуют проблемы, как ранней диагностики данного заболевания, так и возможностей психолого-педагогической коррекции аутичных детей.
Большинство исследователей (В.М.Башина, 1989; В.Е.Каган, 1981; О.С.Никольская, 1985 и др.) полагают, что психическое развитие значительного количества аутичных детей патологично уже с самого рождения. Но диагностика на первых годах жизни представляет большие трудности, имеют место многочисленные ошибочные диагнозы до 5 – 6-летнего возраста ребенка.
Основной возраст детей к моменту обращения за консультацией (по данным НИИ дефектологии Академии педагогических наук России) составляет 4 – 9 лет. (7)
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются преимущественно взрослыми и новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом оно становится собственным индивидуальным способом действия ребенка (Л.С.Выготский).
По мнению отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общественного опыта. В процессе такого в широком смысле слова обучения и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок не только получает отдельные знания или умения – у него происходит коренное изменение различных психических процессов.
Для такого нарушения психического развития, как детский аутизм характерно затруднение в формировании эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего с человеком, характерно отсутствие общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, что препятствует его социальной адаптации. (16)
Здоровье ребенка во многом определяется уровнем его адаптивности – врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. (Гарбузов В.И). Уровень адаптивности может повышаться под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Факторы, от которых зависит психическое развитие, социальная адаптация, прогнозирование успешности обучения аутичного ребенка это:
· диагностика отклонения на ранних этапах развития ребенка,
· своевременная терапия,
· психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте,
· выявление психологических особенностей аутичных детей,
· длительное клиническое изучение их на всем протяжении школьного обучения (особенно в начальный период),
· адекватные методы и содержание обучения. (11)
При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.
Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.
Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.
Мы полагаем, что для своевременной качественной квалификации дефекта, для адекватной коррекционной работы, что дает возможность адаптации аутичного ребенка в социуме необходимо также знание и о его нейропсихологическом статусе, который показывает совокупное состояние высших психических функций и поведения аутичного ребенка в зависимости от функциогенеза (функционирования) различных зон головного мозга.
В литературных источниках, касающихся проблемы РДА, данных о нейропсихологическом статусе аутичных детей нами обнаружено не было.
Исходя из выше сказанного, мы считаем актуальной попытку исследования качественной специфики нарушения, попытку выделить фактор (особенность функционирования определенных зон мозга) и связи его с особенностями протекания высших психических функций у аутичных детей.
Информация по теме:
Лечебное воздействие цвета
В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, определив, какому человеку недостает какого цвета, словно бы купали больного в озд ...
Общие понятия о детях с задержкой психического развития
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут б ...
Акциональная модель. Структурно-уровневый анализ ригидного действия
Предложена оригинальная модель фиксированных форм поведения, суть которой в том, что психологическая природа фиксированных форм поведения может быть раскрыта при анализе её структуры. В данном случае мы исходим из позитивных положений уче ...