Значение ранней диагностики и психолого-педагогической коррекции аутичных детей

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Значение ранней диагностики и психолого-педагогической коррекции аутичных детей

Психическое развитие и социальная адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в большой мере зависят от наиболее ранней диагностики этой аномалии развития. При работе с аномальными детьми решаются следующие задачи:

· Выделить и систематизировать патологическую систематику и дать психологическую квалификацию;

· Провести структурный анализ расстройств, выявить первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные, обусловленные нарушенным развитием в условиях болезни;

· Разработать программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, природы и механизма образования нарушений и направленную на их предупреждение, снятие или ослабление;

· Проводить восстановительное обучение детей с нарушением высших психических функций, имеющих место при локальных поражениях мозга. (8)

Но диагностика РДА на первых годах жизни представляет большие трудности, имеют место многочисленные ошибочные диагнозы до 5 – 6-летнего возраста ребенка, связанные со следующими факторами:

1. Нечеткость жалоб родителей, недостаточность родительского опыта.

2. Неосведомленность врачей в клинике РДА, гипноз опережения развития ряда психических функций, препятствующих диагностики патологии.

3. Частое наличие у аутичных детей негрубых неврологических знаков – минимальной мозговой дисфункции, неспецифических возрастных симптомов, уводящих диагностику в привычное русло ранней церебрально-органической патологии. (7)

При отсутствии ранней специальной психолого-педагогической помощи, может возникать достаточно грубая и специфическая вторичная задержка интеллектуального развития, а эксперимент с не контактирующим ребенком при тестировании приводит к необъективности данных и ошибочному мнению о психическом недоразвитии таких детей.

Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при разных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном и в обычном детском образовательном учреждении. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного и непонимание и осуждение окружающих может вести к формированию вторичной аутизации ребенка и его семьи.

Развитие психики у ребенка происходит в основном путем социального наследования, присвоения общественного опыта (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). А для детей с диагнозом - аутизм характерно затруднение формирования эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего с человеком, нарушение общения, что резко искажается ход всего психического развития ребенка, нарушает его социальную адаптацию.(16)

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной психолого-педагогической коррекции значительная часть аутичных детей становятся необучаемыми и неадаптированными к жизни в обществе. И, наоборот, в условиях своевременного начала коррекции большинство таких детей могут обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний, искусства.

Ранняя диагностика необходима и для ранней психотерапии семьи, профилактики ее распада, угроза которого часто обусловлена тем, что своеобразие аутичного ребенка ошибочно воспринимается отцом как следствие дефекта в воспитании, идущего от матери.

Знание ранней симптоматики РДА необходимо врачу для своевременной диагностики и своевременного начала адекватной терапии.

В настоящее время за рубежом и в нашей стране ведется активный поиск различных подходов – медикаментозных и в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка.

Своевременное начало «поддерживающей», медикаментозной терапии, достаточно рано начатая психолого-педагогическая коррекция при длительном наблюдении показывают, что большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Однако в настоящее время уже становится понятно, что детский аутизм является проблемой не одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и поэтому помощь и поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь.

Опыт многих специалистов показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части (по некоторым данным, в четверти, по другим – в трети) случаев возможна успешная социализация таких людей – приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями.(13)

Информация по теме:

Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Типы темперамента
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераме ...

Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта