Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе

Страница 1

В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение знаний и умений в этом возрасте включено в игровую деятельность. Следовательно, эти знания имеют другую структуру. Поэтому не следует измерять готовность к школе по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. То, что ребенок сможет решить задачу, сидя дома, вовсе не значит, что он сможет решить ее в классе, когда отвлекающих факторов оказывается для него слишком много.

Каковы типичные жалобы родителей детей, идущих в школу? Часто звучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, нежеланием проявить терпение, недостаточной целеустремленностью. Чаще всего это завышенные с точки зрения возрастных возможностей требования к произвольному управлению психическими процессами. В то же время за такими жалобами может стоять и вполне обоснованная тревога.

Исходя из вышесказанного, выделим наиболее часто встречающиеся трудности, связанные с поступлением в школу:

1. отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;

2. трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах).

Психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры отечественные и других стран, занимаясь проблемой готовности детей к обучению в школе, хотели прийти к четкому определению понятия "школьная зрелость". Но до сих пор нет надежных и наиболее информативных критериев готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости, как достижение такой степени в развитии, когда "ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении" [1], или как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и др. необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [2].Й. Шванцара выделяет умственные, социальные и эмоциональные компоненты. Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом классе необходимы определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, обучаемость, социальное поведение.

В работе российских психологов так же подчеркивается что готовность к школе - многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л.И. Божович, которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3].

Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка сформированы "школьные" качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе - это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием. Поэтому проблема готовности к школе является "многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности" [4].

По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роль? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Болезнь Клайнфельтера как причина пассивной антисоциальности
Одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, характеризующимся наличием 47 хромосом, в том числе набором половых хромосом ХХУ, недоразвитием семенников, евнухоидным телосложением, высоким ростом и умс ...

Современные методы исследования сна
Основным методом исследования сна человека является полисомнография - метод регистрации показателей жизнедеятельности во время сна. Обычно ПСГ проводится во время ночного сна. Целью проведения полисомнографического исследования является о ...

Роль тренера в спортивном коллективе
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, р ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта