Общая структурно-функциональная модель работы мозга

Психология » Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "Детский аутизм" » Общая структурно-функциональная модель работы мозга

Страница 2

Функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны второго блока: зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов, расположенные на границе затылочной, височной и заднецентральной коры. Их основная часть – образования нижнетеменной области. Они осуществляют функцию интеграции возбуждений, приходящих из разных анализаторов.

Работа третичных зон задних отделов коры необходима не только для успешного синтеза доходящей до человека наглядной информации, но и для перехода от непосредственных, наглядных синтезов к уровню символических процессов – для операций со значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, системами чисел и отвлеченных соотношений.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

Прием, переработка и хранение информации составляют только одну сторону сознательной жизни человека. Ее другая сторона – организация активной, сознательной, целенаправленной деятельности. Она обеспечивается третьим функциональным блоком мозга. Человек не только пассивно реагирует на доходящие до него сигналы. Он создает замыслы, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.

Аппараты третьего головного блока расположены в передних отделах больших полушарий. Этот блок сам не содержит набора модально-специфических зон, представляющих отдельные анализаторы, а состоит целиком из аппаратов эфферентного (двигательного) типа и сам находится под постоянным влиянием аппаратов афферентного (второго) блока.

Роль основной зоны блока играют премоторные отделы лобной области. Раздражение этой части коры вызывает целые комплексы движений, имеющих системно организованный характер (повороты глаз, головы и всего тела, хватательные движения рук).

Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являются лобные доли, а точнее, префронтальные отделы мозга. Именно эти разделы мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Префронтальные отделы коры играют существенную роль в регуляции состояния активности, меняя его в соответствие с наиболее сложными, формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами человека. Префронтальные отделы коры состоят в теснейших связях почти со всеми основными зонами коры головного мозга.

Лобные доли мозга играют существенную роль в направленной оценке внешних впечатлений и целесообразном, направленном выборе движений, в соответствии с этой оценкой.

Нарушение префронтальной коры приводит к глубокому нарушению сложных программ поведения и к выраженному растормаживанию непосредственных реакций на побочные раздражители, делающему выполнение сложных программ поведения недоступным.

Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.

Любая сознательная деятельность всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в ее осуществление.

Согласно современным представлениям каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу (или «образ результата») деятельности, включающую представления о способах ее реализации, после чего продолжается в виде фазы реализации этой программы с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность фазой сличения полученных результатов с исходным «образом результата». В случае несоответствия этих данных психическая деятельность продолжается до получения нужного результата. Эта схема (или психологическая структура) психической деятельности, многократно описанная в трудах А.Н.Леонтьева (1972) и других отечественных и зарубежных психологов (В.П. Зинченко, 1967; К. Прибрам, 1975 и др.), в соответствии с моделью «трех блоков» может быть соотнесена с мозгом следующим образом.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...

Страхи детей с ЗПР
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений э ...

Онтогенетическая модель психической ригидности
Многие исследователи психической ригидности приходили к выводу, что она является одной из тех областей психологии, вступив в которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщенной всяческими трудностями и сюрпризами. Психичес ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта