Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в МЛС

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в МЛС

Страница 1

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

В связи с этим Пленум Верховного Суда обратил внимание судов на то, что отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства [54,c.183].

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60 % преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подростковом возрасте.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым проблемным из них является этап отрочества, когда существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст "социального импритинга" — повышение внимательности ко всему тому, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода [23,c.165].

1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невнимание к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравировании опьяненным состоянием, побегах из дома, города и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, чаще всего – отцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный "герой". Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание "преступника-супермена". Распространившаяся в последнее время детективная "литература" может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации — поведение, нарочито противоположно направленное навязываемой "модели".

4. Реакция компенсации — восполнение неудач в одной области подчеркивается успехом в другой области. Неуспехи в учебе могут компенсироваться "взрослым" поведением.

5. Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в нарочно трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению. Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.).

6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью.

Все эти реакции, являясь социо-психологическими особенностями подросткового возраста, могут служить и основой для возникновения разнообразных нарушений поведения (А.Е.Личко).

Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы для несовершеннолетних состоит в следующем:

— она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;

— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций (назовем их менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира", при этом их представители не рассматривают социальную работу как неотъемлемый и необходимый элемент тюремной жизни, часто не понимают ее значения и роли);

— социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;

— социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам; в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала социальный работник объективно вынужден занимать особое место; он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Организационные факторы стресса
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное ...

Пути укрепления внутриколлективных отношений
Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутри-коллективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных лично ...

Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях сберегательного поведения Катоны
В начале 1940-х годов Дж. Катона в сотрудничестве с командой экономистов и социологов в Мичиганском университете (США) начал использовать психологические теории и методы при изучении экономических проблем. Дж. Катона, в отличие от Г. Тард ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта