Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 1

Советская педагогическая психология исходит при постановке и решении теоретических проблем прежде всего из задач практики народного образования, из того социального заказа, который формулируется обществом развитого социализма в решениях партийных и государственных документов, адресованных школе. В решениях XXV съезда КПСС отмечалось, что задача школы состоит не только в том, чтобы передавать школьникам сумму знаний, но и в том, чтобы научить учащихся способам их самостоятельного приобретения, приемам самообразования. В решениях XXVI съезда КПСС подчеркивалось, что перед педагогической наукой стоит задача разработать качественные критерии эффективности учебно-воспитательного процесса, что позволит отойти от формализма в оценке труда учителя и учащихся.

В связи с выполнением этих решений советские педагоги и психологи проводят большую работу.

Прежде всего, осуществляется изучение характера знаний школьников. Качественными критериями эффективности учебного процесса на этом уровне анализа могут выступать научность, системность, обобщенность, прочность знаний и т. д. При всей необходимости этих исследований ими вместе с тем не может быть ограничено рассмотрение качественных показателей эффективности учебного процесса.

Проделана большая и принципиально новая работа по систематизации учебных умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся к концу, школьного обучения. Качественными критериями учебного труда здесь выступают обобщенность умений, их перенос на новые учебные предметы, осознанность, гибкость и переключаемость и др. Высоко оценивая эту работу, отметим, что умения и навыки — тоже только одно из звеньев целостной учебной деятельности школьников; кроме умений и навыков, (и стоящих за ними приемов, действий, операций учеников с учебным материалом) учебная работа включает также и принятие учебной задачи школьниками, выполнение ими видов самоконтроля, самооценки и т. д. Для качественной оценки эффективности учебного труда важно обратиться к рассмотрению целостной учебной деятельности. Тогда показателями эффективности становятся не только учебные действия школьника, но и постановка им задач и целей этих действий; не только способы работы ребенка с учебным материалом, но и приемы контроля и оценки, саморегуляции своего учебного поведения и т. д.

В ряде исследований разрабатываются показатели сформированности отдельных сторон целостной учебной деятельности. Вместе с тем и к ним также не может быть, видимо, сведено рассмотрение качественной эффективности труда школьников и учащихся. Чрезвычайно важен учет изменений в умственном, а также нравственном, личностном развитии школьников. Иными словами, нужна оценка не только знаний учащихся, не только действий и приемов, с помощью которых получены эти знания (и соответственно не только умений и навыков, которые у школьников сложились), но и — главное — необходима оценка изменений в школьнике как личности. На этом уровне рассмотрения качественные характеристики учебного процесса могут состоять в анализе того, каковы подлинные мотивы учебного поведения ребенка, каков смысл учения для школьника, какова его позиция в учебном труде и в складывающихся в ходе учебной работы взаимоотношениях с другими людьми, какие черты активной гармонически развитой личности молодого человека коммунистического общества складываются в ходе учебного процесса. Успешное осуществление всеобуча в нашей стране требует от педагогических психологов разработки такого рода интегральных показателей. В концепции учебной деятельности предпринята попытка наметить один из возможных подходов к этой насущно необходимой для практики народного образования проблеме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Следующий уровень развития – уровень «кентавра»
"Приспособленный" в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве "внешнего объекта" или, можно было бы сказать, "низлежащего объекта". Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как ц ...

Причины умственной отсталости
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Понятие "умственно отсталый ребенок" включает весьма раз ...

Волевые усилия в психологии спорта
Воля— фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глу ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта