Советская педагогическая психология исходит при постановке и решении теоретических проблем прежде всего из задач практики народного образования, из того социального заказа, который формулируется обществом развитого социализма в решениях партийных и государственных документов, адресованных школе. В решениях XXV съезда КПСС отмечалось, что задача школы состоит не только в том, чтобы передавать школьникам сумму знаний, но и в том, чтобы научить учащихся способам их самостоятельного приобретения, приемам самообразования. В решениях XXVI съезда КПСС подчеркивалось, что перед педагогической наукой стоит задача разработать качественные критерии эффективности учебно-воспитательного процесса, что позволит отойти от формализма в оценке труда учителя и учащихся.
В связи с выполнением этих решений советские педагоги и психологи проводят большую работу.
Прежде всего, осуществляется изучение характера знаний школьников. Качественными критериями эффективности учебного процесса на этом уровне анализа могут выступать научность, системность, обобщенность, прочность знаний и т. д. При всей необходимости этих исследований ими вместе с тем не может быть ограничено рассмотрение качественных показателей эффективности учебного процесса.
Проделана большая и принципиально новая работа по систематизации учебных умений и навыков, которые должны приобрести учащиеся к концу, школьного обучения. Качественными критериями учебного труда здесь выступают обобщенность умений, их перенос на новые учебные предметы, осознанность, гибкость и переключаемость и др. Высоко оценивая эту работу, отметим, что умения и навыки — тоже только одно из звеньев целостной учебной деятельности школьников; кроме умений и навыков, (и стоящих за ними приемов, действий, операций учеников с учебным материалом) учебная работа включает также и принятие учебной задачи школьниками, выполнение ими видов самоконтроля, самооценки и т. д. Для качественной оценки эффективности учебного труда важно обратиться к рассмотрению целостной учебной деятельности. Тогда показателями эффективности становятся не только учебные действия школьника, но и постановка им задач и целей этих действий; не только способы работы ребенка с учебным материалом, но и приемы контроля и оценки, саморегуляции своего учебного поведения и т. д.
В ряде исследований разрабатываются показатели сформированности отдельных сторон целостной учебной деятельности. Вместе с тем и к ним также не может быть, видимо, сведено рассмотрение качественной эффективности труда школьников и учащихся. Чрезвычайно важен учет изменений в умственном, а также нравственном, личностном развитии школьников. Иными словами, нужна оценка не только знаний учащихся, не только действий и приемов, с помощью которых получены эти знания (и соответственно не только умений и навыков, которые у школьников сложились), но и — главное — необходима оценка изменений в школьнике как личности. На этом уровне рассмотрения качественные характеристики учебного процесса могут состоять в анализе того, каковы подлинные мотивы учебного поведения ребенка, каков смысл учения для школьника, какова его позиция в учебном труде и в складывающихся в ходе учебной работы взаимоотношениях с другими людьми, какие черты активной гармонически развитой личности молодого человека коммунистического общества складываются в ходе учебного процесса. Успешное осуществление всеобуча в нашей стране требует от педагогических психологов разработки такого рода интегральных показателей. В концепции учебной деятельности предпринята попытка наметить один из возможных подходов к этой насущно необходимой для практики народного образования проблеме.
Информация по теме:
Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи
связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...
Определение синдрома эмоционального выгорания
Синдром "выгорания" (burnout) представляет собой многомерный конструкт, набор многомерных психических переживаний, "истощение" от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межлично ...
Различные концепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также счи ...