Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 5

Становление учебной деятельности есть совершенствование каждого компонента учебной деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспекта учения; превращение ученика в субъекта осуществляемой им учебной деятельности; овладение учеником формами совместной учебной деятельности; оно связано также с наличием развивающего и воспитывающего эффекта учебной деятельности. Поэтому уровни зрелости учебной деятельности в целом и ее отдельных компонентов есть важные качественные характеристики эффективности труда учителя и школьника.

Концепция учебной деятельности использует в качестве основного метода формирующий эксперимент (один из вариантов естественного эксперимента), который в наибольшей степени адекватен объекту изучения в возрастной и педагогической психологии — развивающейся психике ребенка.

Этот метод является одним из частных воплощений того общего каузально-генетического (или генетико-моделирующего) метода изучения развития психики ребенка, основы которого заложены в трудах Л. С. Выготского, а затем всесторонне раскрыты в работах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и их сотрудников. Сущность этого метода выражается в изучении процессов перехода к новым формам психики, в изучении условий возникновения того или иного психического явления и в экспериментальном создании условий этого возникновения. Такое исследование протекает как проектирование и моделирование процесса развития.

В исследованиях, опирающихся на концепцию учебной деятельности, этот метод применяется в виде конструирования и переконструирования экспериментальных школьных программ и многолетнего обучения целых классов по этим программам. При этом экспериментальное обучение строится не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню детей, а как использование таких средств, которые активно формируют у них новый уровень способностей, необходимый для полноценного усвоения вводимого материала. Таким образом, генетико-моделирующий метод исследований одновременно выступает как метод экспериментального развивающего обучения.

Такая разновидность формирующего эксперимента имеет ряд преимуществ сравнительно с другими его видами.

Во-первых, экспериментирование не с отдельными учебными темами, а с целыми учебными предметами позволяет более дифференцированно определить роль различных факторов развивающего обучения — разных понятий и их последовательности в системе курса, отдельных сторон учебной деятельности, включаемых в учебную программу, и т. д. Здесь более тщательно рассматриваются условия генезиса исследуемых психологических новообразований.

Во-вторых, обучение в течение ряда лет одних и тех же контингентов детей позволяет отойти от изучения отдельных психологических особенностей школьника и обратиться к рассмотрению целостных характеристик психического развития ребенка, тенденций его развития, переходов от одного новообразования к другому, а также проследить динамику отношений школьника с окружающими. Это обогащает длительный формирующий эксперимент достоинствами лонгитюдного исследования, дает возможность более тщательно проследить отдельные стороны и этапы генезиса исследуемых психологических явлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Чувство
Патология ( от греч. Παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, про ...

Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...

Мотивация вступления в брак
Для того чтобы говорить о мотивах вступления в брак, разберемся с термином - мотивация. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. [17, с.90] Мотивация межличностных выборов (мотивационное я ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта