Пути и способы организации длительного формирующего эксперимента постоянно находятся в поле внимания сторонников генетико-моделирующего метода . Следует отметить, что при разработке концепции учебной деятельности активно создавалась сеть особых экспериментальных учреждений. Ее построение является трудоемким научно-практическим делом. В ходе его реализации отрабатывается статус психолога-экспериментатора в школе и учителя экспериментального класса, создаются новые психологические требования к способам проведения и оформления экспериментальной работы, которая по сути своей выступает как комплексное исследование, объединяющее представителей многих наук (психологов, логиков, дидактов, физиологов и др.).
Одним из теоретических результатов является определение объекта исследования в рассматриваемом подходе, уточнение специфики концепции учебной деятельности как теории учения. Она состоит: во-первых, в отстаивании деятельностного подхода к процессу учения; во-вторых, в рассмотрении учебной деятельности в единстве всех ее компонентов учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки); в-третьих, в специальном обращении к новообразованиям учебной деятельности — в интеллектуальном развитии (теоретическое мышление), I нравственном развитии (мотивация); в-четвертых, в стремлении «перекинуть мост» от деятельностного к личностному аспекту развития ребенка.
В связи с этим была проведена определенная работа с категориальным аппаратом: уточнено содержание рабочих терминов и понятий педагогической и возрастной психологии («усвоение», «развитие», «обучение» и др.); разработано новое содержание ряда понятий («теоретическое мышление», «рефлексия», «учебная задача»), другие понятия получили новое освещение («произвольность», «мотивация», «индивидуальные различия» и др.).
Разработана и апробирована форма экспериментально-генетического метода — конструирование школьных программ и длительный многолетний обучающий эксперимент на основе их использования.
Важным результатом исследования является получение обширного массива экспериментальных данных. Многие из них являются принципиально новыми и не описанными ранее в литературе, например факты, свидетельствующие о возможности: формирования теоретического мышления в младшем школьном возрасте; формирования у учащихся начальной школы развернутой учебной деятельности, т. е. «умения учиться»; перестраивания внутреннего плана действий у младших школьников, познавательных интересов и мотивации учения у младших школьников и подростков и др. Эти данные еще ждут своего обобщения1.
При этом уже на первых этапах исследования подразумевалось, что деятельность, и в частности учебная деятельность, не самоцель, а прежде всего необходимое условие умственного и нравственного развития ребенка, его интеллектуальной и мотивационной сферы.
Специальному теоретическому и экспериментальному анализу было подвергнуто теоретическое мышление. Так, было показано, что эмпирическое обобщение базируется на наблюдении и сравнении внешних свойств предметов (традиционная наглядность), а теоретическое — на преобразующем предметном действии и анализе, устанавливающем существенные связи целостного объекта, его генетически исходную (всеобщую) форму. Соответственно, эмпирическое мышление связано с таким уровнем введения знаний, когда у детей формируются лишь частные и отдельные приемы решения конкретных практических задач, когда интеллектуальной основой таких приемов выступает готовая сумма конкретных и частных знаний. Теоретическое же мышление возникает тогда, когда с самого начала изучения того или иного предмета или его крупного раздела детям демонстрируется необходимость построения и усвоения именно обобщенного способа ориентации в данной области, обобщенного способа решения достаточно обширных классов задач — тогда многие частные и практические умения и навыки формируются на обобщенной, теоретической основе. Благодаря этому школьники постепенно приучаются, столкнувшись с частной проблемой, искать прежде всего общий принцип решения аналогичных проблем, обращаться к различным источникам знаний для выявления этого принципа, заниматься самообразованием и т. д. На формирование у учащихся такого рода теоретического мышления как раз и направлена учебная деятельность.
Информация по теме:
Специфика адаптации первоклассников к школе
Адаптация детей к школе – это процесс активного приспособления ребёнка и в исследованиях некоторых авторов выделено 3 уровня адаптации:
Параметры
(переменные)
Высокий уровень адаптации
Средний уровень адаптации
Низкий уровен ...
Особенности формировании ценностных ориентаций старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. ...
Дневные страхи
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый трет ...