Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 6

Пути и способы организации длительного формирующего эксперимента постоянно находятся в поле внимания сторонников генетико-моделирующего метода . Следует отметить, что при разработке концепции учебной деятельности активно создавалась сеть особых экспериментальных учреждений. Ее построение является трудоемким научно-практическим делом. В ходе его реализации отрабатывается статус психолога-экспериментатора в школе и учителя экспериментального класса, создаются новые психологические требования к способам проведения и оформления экспериментальной работы, которая по сути своей выступает как комплексное исследование, объединяющее представителей многих наук (психологов, логиков, дидактов, физиологов и др.).

Одним из теоретических результатов является определение объекта исследования в рассматриваемом подходе, уточнение специфики концепции учебной деятельности как теории учения. Она состоит: во-первых, в отстаивании деятельностного подхода к процессу учения; во-вторых, в рассмотрении учебной деятельности в единстве всех ее компонентов учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки); в-третьих, в специальном обращении к новообразованиям учебной деятельности — в интеллектуальном развитии (теоретическое мышление), I нравственном развитии (мотивация); в-четвертых, в стремлении «перекинуть мост» от деятельностного к личностному аспекту развития ребенка.

В связи с этим была проведена определенная работа с категориальным аппаратом: уточнено содержание рабочих терминов и понятий педагогической и возрастной психологии («усвоение», «развитие», «обучение» и др.); разработано новое содержание ряда понятий («теоретическое мышление», «рефлексия», «учебная задача»), другие понятия получили новое освещение («произвольность», «мотивация», «индивидуальные различия» и др.).

Разработана и апробирована форма экспериментально-генетического метода — конструирование школьных программ и длительный многолетний обучающий эксперимент на основе их использования.

Важным результатом исследования является получение обширного массива экспериментальных данных. Многие из них являются принципиально новыми и не описанными ранее в литературе, например факты, свидетельствующие о возможности: формирования теоретического мышления в младшем школьном возрасте; формирования у учащихся начальной школы развернутой учебной деятельности, т. е. «умения учиться»; перестраивания внутреннего плана действий у младших школьников, познавательных интересов и мотивации учения у младших школьников и подростков и др. Эти данные еще ждут своего обобщения1.

При этом уже на первых этапах исследования подразумевалось, что деятельность, и в частности учебная деятельность, не самоцель, а прежде всего необходимое условие умственного и нравственного развития ребенка, его интеллектуальной и мотивационной сферы.

Специальному теоретическому и экспериментальному анализу было подвергнуто теоретическое мышление. Так, было показано, что эмпирическое обобщение базируется на наблюдении и сравнении внешних свойств предметов (традиционная наглядность), а теоретическое — на преобразующем предметном действии и анализе, устанавливающем существенные связи целостного объекта, его генетически исходную (всеобщую) форму. Соответственно, эмпирическое мышление связано с таким уровнем введения знаний, когда у детей формируются лишь частные и отдельные приемы решения конкретных практических задач, когда интеллектуальной основой таких приемов выступает готовая сумма конкретных и частных знаний. Теоретическое же мышление возникает тогда, когда с самого начала изучения того или иного предмета или его крупного раздела детям демонстрируется необходимость построения и усвоения именно обобщенного способа ориентации в данной области, обобщенного способа решения достаточно обширных классов задач — тогда многие частные и практические умения и навыки формируются на обобщенной, теоретической основе. Благодаря этому школьники постепенно приучаются, столкнувшись с частной проблемой, искать прежде всего общий принцип решения аналогичных проблем, обращаться к различным источникам знаний для выявления этого принципа, заниматься самообразованием и т. д. На формирование у учащихся такого рода теоретического мышления как раз и направлена учебная деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Психическое развитие детей
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. ...

Основные экстремальные факторы деятельности в уголовно-исполнительной системе
Существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС). Специалисты, работающие в уголовно-исполнител ...

Причины конфликтов в семье
Конфликт является столкновением противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей. Можно выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье: • разные взгляды на семейную жизнь; • неудовлетворенные потребности ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта