Типологические свойства и возрастное развитие

Способности и возраст » Типологические свойства и возрастное развитие

Изменения свойств нервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признаки типологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут быть в полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает вопрос о специфических экспериментальных и жизненных показателях для различных возрастных периодов.

Возрастная особенность баланса нервных процессов (преобладание возбудительного процесса над тормозным) существенно изменяет характер последействия.

Каждый показателей типологических свойств зависит не только от индивидуальности ребенка, но и от его возраста. И дело не только в том, что нервные системы малышей, подростков и юношей, разумеется, существенно различаются по степени умственной выносливости и т. д., но и в том, что в ходе возрастного развития меняется и качественное своеобразие проявлений типологических свойств. Поэтому о типологических различиях между детьми можно судить, лишь зная соответствующие возрастные черты проявлений свойств нервной системы.

Далеко не всегда можно отличить, что в особенностях психики ребенка идет от типа нервной системы и что от возраста. С изменением возраста ребенка жизненные показатели типа, которые раньше как бы смазывались возрастными особенностями, могут резко выделиться на изменившемся возрастном фоне (В.С. Мерлин, В.Э. Чудновский). Возрастные изменения черт темперамента обусловлены как общими закономерностями возрастного развития, так и специальными закономерностями становления каждого типа нервной системы.

Большой интерес представляет вопрос о возрастных изменениях свойства динамичности (В.Д. Небылицын). С этим свойством связана скорость образования условных связей и дифференцировок, т.е. одно из условий обучаемости. Тем самым выраженность динамичности, по-видимому, имеет ближайшее отношение к предпосылкам развития учебных способностей. Как известно из многочисленных жизненных фактов, учение дается детям в некоторых отношениях легче, чем взрослым, и происходит быстрее. Можно думать, что объективно существующие наиболее благоприятные периоды для учения обусловлены, в частности, возрастными особенностями этого типологического свойства.

Таким образом, в ходе возрастного развития происходит, не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение некоторых ценных ее свойств.

Информация по теме:

Характеристика процесса обучения как целостной системы
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнит ...

Владение и собственность
Проблема владения вызывает заметный интерес в психологической литературе. Многие авторы пытались понять, как личная и социальная идентичности связаны с объектами владения. Камптнер (Kamptner, 1989, 1981) обсуждает значение некоторых катег ...

Становление самосознания и самооценки в подростковом возрасте
Л.С. Выготский определяет развитие личности как развитие самосознания человека. Начало подросткового возраста связано с изменением интеллектуальной деятельности, происходит «изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции». Лев ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта