Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фоне развивались философские учения, ориентирующие на поиск путей пребывания в уравновешенном, спокойном, довольном состоянии вне зависимости от обстоятельств окружающего мира. Среди них наибольшую известность приобрели школы стоиков и эпикурейцев.
Зенон и стоики (4–3 вв. до н.э.)
. В их представлении душа – одна из модификаций огненного воздуха (пневмы) составляющих содержание Космоса (Универсума) – носителя мировой души (Логоса). Счастье человека достигается лишь при условии существования в соответствии с Логосом. Если человек не достигает счастья, значит ему просто не хватило знаний для этого.
Однако в отличие от более раннего понимания гармоничной личности как такой, в которой сбалансировано чувственное и рациональное, стоики объявляли вредными любые «аффекты» (к которым относили удовольствие, отвращение, вожделение и страх), считая их порчей разума. Предпочитать следует вещи, сообразные с природой
Теоретические исследования мышления и его отношения к эмоциям сопровождались, говоря современным языком, созданием психотерапевтических методик, позволяющих людям обрести в тревожном мире состояние покоя и душевного равновесия. Все чаще философы становились целителями человеческих душ, каковыми позже стали священники (4).
Эпикур и его школа (4–3 вв. до н.э.).
Эти философы также были нацелены на избавление людей от страданий, но свои теории строили на иной космологической основе – они опирались на атомизм Демокрита, отрицая, однако, неотвратимость движения атомов строго по определенным законам (т.е. отрицали жесткую причинность в том числе – и в «движениях души») (4).
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Лучший путь к счастью – самоустранение от общественных дел.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие (4).
Последователем
Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (1 в.н.э.)
.
Герофил и Эрасистрат (3 в. до н.э.)
– врачи Александрийского научного центра продвинулись в изучении головного мозга человека и установили различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Это открытие было забыто, через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах (4).
Гален (1–2 вв. н.э.).
Древнеримский врач, описавший зависимость жизнедеятельности организма от нервной системы. Вслед за Гиппократом он развивал учение о темпераментах. Он утверждал, что первичны изменения в организме, а душевные переживания вторичны (4).
Плотин (3 в. н.э.).
Римский философ, религиозный мистик; развивал идея Платона. В молодости много путешествовал и знакомился с философией персов и индийцев. В центре философии Плотина – диалектическое единство трех субстанций – Единого, Ума, Души. Единое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует. Ум и Душа – две последовательные нисходящие субстанции от Единого к окружающему миру. Ум связан напрямую с Единым, а Душа – с Умом. Душа – это способ существования Ума вне него самого. Индивидуальная душа не может быть источником собственных внутренних образов и действий. Плотином разработаны основы учения о спасении, очищении души. Это знаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению (9).
Блаженный Августин (4–5 вв. н.э.)
Информация по теме:
Понятие и сущность обучения
Об обучении написано и сказано много: оно и "протекает", и "осуществляется", и "реализуется, оно и "передача" человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и "целенаправленное взаимодействие пр ...
Понятие социализации
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой пред ...
Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой левого
полушария
Результаты множества исследований функциональной роли левого полушария показывают, что работой преимущественно левого полушария (у правшей) обусловлены прежде всего такие функции, как речь, словесно-логическое абстрактное мышление, а такж ...