Завершающий этап развития учений о душе в античный период

История психологии » Завершающий этап развития учений о душе в античный период

Страница 1

Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фоне развивались философские учения, ориентирующие на поиск путей пребывания в уравновешенном, спокойном, довольном состоянии вне зависимости от обстоятельств окружающего мира. Среди них наибольшую известность приобрели школы стоиков и эпикурейцев.

Зенон и стоики (4–3 вв. до н.э.)

. В их представлении душа – одна из модификаций огненного воздуха (пневмы) составляющих содержание Космоса (Универсума) – носителя мировой души (Логоса). Счастье человека достигается лишь при условии существования в соответствии с Логосом. Если человек не достигает счастья, значит ему просто не хватило знаний для этого.

Однако в отличие от более раннего понимания гармоничной личности как такой, в которой сбалансировано чувственное и рациональное, стоики объявляли вредными любые «аффекты» (к которым относили удовольствие, отвращение, вожделение и страх), считая их порчей разума. Предпочитать следует вещи, сообразные с природой

Теоретические исследования мышления и его отношения к эмоциям сопровождались, говоря современным языком, созданием психотерапевтических методик, позволяющих людям обрести в тревожном мире состояние покоя и душевного равновесия. Все чаще философы становились целителями человеческих душ, каковыми позже стали священники (4).

Эпикур и его школа (4–3 вв. до н.э.).

Эти философы также были нацелены на избавление людей от страданий, но свои теории строили на иной космологической основе – они опирались на атомизм Демокрита, отрицая, однако, неотвратимость движения атомов строго по определенным законам (т.е. отрицали жесткую причинность в том числе – и в «движениях души») (4).

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба. Лучший путь к счастью – самоустранение от общественных дел.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип – удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие (4).

Последователем

Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (1 в.н.э.)

.

Герофил и Эрасистрат (3 в. до н.э.)

– врачи Александрийского научного центра продвинулись в изучении головного мозга человека и установили различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Это открытие было забыто, через две с лишним тысячи лет вновь установлено и легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах (4).

Гален (1–2 вв. н.э.).

Древнеримский врач, описавший зависимость жизнедеятельности организма от нервной системы. Вслед за Гиппократом он развивал учение о темпераментах. Он утверждал, что первичны изменения в организме, а душевные переживания вторичны (4).

Плотин (3 в. н.э.).

Римский философ, религиозный мистик; развивал идея Платона. В молодости много путешествовал и знакомился с философией персов и индийцев. В центре философии Плотина – диалектическое единство трех субстанций – Единого, Ума, Души. Единое превышает все сущее и мыслимое и ему предшествует. Ум и Душа – две последовательные нисходящие субстанции от Единого к окружающему миру. Ум связан напрямую с Единым, а Душа – с Умом. Душа – это способ существования Ума вне него самого. Индивидуальная душа не может быть источником собственных внутренних образов и действий. Плотином разработаны основы учения о спасении, очищении души. Это знаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению (9).

Блаженный Августин (4–5 вв. н.э.)

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Имплицитные теории семьи
Семья — понятие интуитивно ясное в его прямом и переносном значении. Каждый человек в состоянии выносить некие суждения о конкретной наблюдаемой семье или об отношениях, которые в переносном смысле мы характеризуем как семейные (например: ...

Физиологическая основа пищевого поведения
Пищевое поведение определено функционированием структур гипоталамуса. Гипоталамус – это внешний подкорковый центр вегетативной нервной системы. Эта подбугорная область промежуточного мозга долгое время является важным объектом различных н ...

Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.) . Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта