Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 2

Прежде чем перейти к основному изложению, сделаем ряд уточнений и оговорок. Само понятие «концепция учебной деятельности» является достаточно условным, этим понятием обозначается теоретический подход того круга исследований, которые осуществлялись в течение более чем 20 лет в ходе широкого психолого-педагогического эксперимента по перестраиванию школьных программ.

Далее. Данная статья подготовлена для тома «Педагогическая психология»; в этот том будут входить книги «Психология обучения» и «Психология воспитания». Соответственно данная статья не ставит перед собой специальной задачи развернутого соотнесения концепции учебной деятельности с другими теориями обучения и воспитания в советской психологии — им будут посвящены в книге особые разделы.

Как следует из названия статьи, в анализируемом цикле исследований речь идет об особенностях учения школьников. Есть основания предполагать, что некоторые общие положения этой теории учения могут быть приложимы в известной мере не только к школьному обучению, но и к другим звеньям системы народного образования (например, обучение в детском саду, в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе); однако авторы не считают возможным высказывать какие-либо более определенные суждения по этому вопросу, так как это требует специального и тщательного анализа.

Концепция учебной деятельности использует ряд понятий, являющихся общими для всей советской возрастной и педагогической психологии. Вместе с тем содержание некоторых из них уточнено и частично видоизменено в свете новых экспериментальных и теоретических исследований, связанных с построением этой концепции.

Рассмотрим соотношение понятий «усвоение», «развитие», «обучение» и др.

Усвоение есть процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в формы индивидуальной «субъективности».

Развитие осуществляется через усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта. Нельзя согласиться с противопоставлением усвоения и развития, когда развитие понимается как имманентный и независимый от усвоения процесс или когда усвоение трактуется как самостоятельный процесс, происходящий «наряду» с развитием или даже «вместо» него. Вместе с тем усвоение не всегда приводит к развитию. В одних случаях усвоение может приводить к овладению ребенком знаниями, умениями и навыками, в других случаях — к овладению способностями, всеобщими формами психической деятельности. В этом последнем случае можно говорить о наличии существенных сдвигов именно в психическом развитии. Поэтому психологи правомерно различают эффект усвоения отдельных понятий и умений и эффект развития; появление сдвигов в психическом развитии, в свою очередь, служит предпосылкой усвоения новых знаний и умений более сложного содержания.

Утверждая влияние усвоения на развитие, нельзя сбрасывать со счетов и определенную логику самого развития, связанную, например, с психофизиологическими особенностями ребенка; однако эти особенности, с нашей точки зрения, с первого дня жизни ребенка опосредуются его социальным окружением и в этом, уже опосредованном, виде оказывают то или иное влияние на психическое развитие. Поэтому подлинная роль психофизиологических особенностей для психического развития ребенка может быть выявлена, с нашей точки зрения, только в ходе обучения, «усиливающего» психофизиологические свойства (пластичность, динамичность), благоприятствующие развитию, и «смягчающего» свойства, препятствующие всестороннему развитию ребенка. Такой подход отвечает гуманным принципам советской педагогической науки, обосновывающей возможность получения всеми юными гражданами нашей страны всеобщего обязательного среднего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Из истории тестов
История психологического теста уходит своими корнями в древние времена, она связана с испытанием различных способностей, знаний, умений и навыков, попытаемся частично осветить некоторые моменты его развития. Уже в середине третьего тысяч ...

Из истории добрачного психологического консультирования
Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью ...

Специфика процесса принятия группового решения
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения, необходимо обратиться к определению данного понятия. Так, словарь психологических терминов дает следующее определение: “Групповое принятие решений ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта