Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 2

Прежде чем перейти к основному изложению, сделаем ряд уточнений и оговорок. Само понятие «концепция учебной деятельности» является достаточно условным, этим понятием обозначается теоретический подход того круга исследований, которые осуществлялись в течение более чем 20 лет в ходе широкого психолого-педагогического эксперимента по перестраиванию школьных программ.

Далее. Данная статья подготовлена для тома «Педагогическая психология»; в этот том будут входить книги «Психология обучения» и «Психология воспитания». Соответственно данная статья не ставит перед собой специальной задачи развернутого соотнесения концепции учебной деятельности с другими теориями обучения и воспитания в советской психологии — им будут посвящены в книге особые разделы.

Как следует из названия статьи, в анализируемом цикле исследований речь идет об особенностях учения школьников. Есть основания предполагать, что некоторые общие положения этой теории учения могут быть приложимы в известной мере не только к школьному обучению, но и к другим звеньям системы народного образования (например, обучение в детском саду, в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе); однако авторы не считают возможным высказывать какие-либо более определенные суждения по этому вопросу, так как это требует специального и тщательного анализа.

Концепция учебной деятельности использует ряд понятий, являющихся общими для всей советской возрастной и педагогической психологии. Вместе с тем содержание некоторых из них уточнено и частично видоизменено в свете новых экспериментальных и теоретических исследований, связанных с построением этой концепции.

Рассмотрим соотношение понятий «усвоение», «развитие», «обучение» и др.

Усвоение есть процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных способов преобразований предметов окружающей действительности, типов отношения к ним и процесс превращения этих общественно выработанных эталонов в формы индивидуальной «субъективности».

Развитие осуществляется через усвоение (присвоение) индивидом общественно-исторического опыта. Нельзя согласиться с противопоставлением усвоения и развития, когда развитие понимается как имманентный и независимый от усвоения процесс или когда усвоение трактуется как самостоятельный процесс, происходящий «наряду» с развитием или даже «вместо» него. Вместе с тем усвоение не всегда приводит к развитию. В одних случаях усвоение может приводить к овладению ребенком знаниями, умениями и навыками, в других случаях — к овладению способностями, всеобщими формами психической деятельности. В этом последнем случае можно говорить о наличии существенных сдвигов именно в психическом развитии. Поэтому психологи правомерно различают эффект усвоения отдельных понятий и умений и эффект развития; появление сдвигов в психическом развитии, в свою очередь, служит предпосылкой усвоения новых знаний и умений более сложного содержания.

Утверждая влияние усвоения на развитие, нельзя сбрасывать со счетов и определенную логику самого развития, связанную, например, с психофизиологическими особенностями ребенка; однако эти особенности, с нашей точки зрения, с первого дня жизни ребенка опосредуются его социальным окружением и в этом, уже опосредованном, виде оказывают то или иное влияние на психическое развитие. Поэтому подлинная роль психофизиологических особенностей для психического развития ребенка может быть выявлена, с нашей точки зрения, только в ходе обучения, «усиливающего» психофизиологические свойства (пластичность, динамичность), благоприятствующие развитию, и «смягчающего» свойства, препятствующие всестороннему развитию ребенка. Такой подход отвечает гуманным принципам советской педагогической науки, обосновывающей возможность получения всеми юными гражданами нашей страны всеобщего обязательного среднего образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Причины возникновения конфликта
Причины, вызывающие конфликты, достаточно много и вызваны внешними и внутренними факторами Основой любого конфликта являются противоречия, возникающие в организации, а механизм функционирования этих противоречий заключен в человеке, его ...

Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами
Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнит ...

Групповой подход к принятию решений
Анализ литературы по проблеме принятия группового решения позволяет сказать, что изучение этого феномена происходило не по логике развития самой науки, но в зависимости от потребностей самой практики. Хотя специальные групповые решения за ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта