Мотив сна в романах Ольги Токарчук

Психология » Мотивы сна в романах Ольги Токарчук » Мотив сна в романах Ольги Токарчук

Страница 1

Ольга Токарчук - одна из польских писательниц, неоднократно обращавшаяся к тематике сна в своих произведениях. Первые её рассказы и стихотворения были напечатаны в журналах в 1979 году. Литературная критика считала, что в качестве контекста к её творчеству можно назвать "рыцарские повести", "Дон Кихота" (1604) М.Сервантеса, "Рукописи, найденные в Сарагосе" (1813) Я. Потоцкого, Дж.Р.Р. Толкина "Властелин колец" (1954-1955), романы У.Эко, современную феминистскую, метафизическую и психологическую литературу. Она смело обращается к самым разным традициям: её вдохновляли, например, египетская "Книга мёртвых", тибетская "Книга Жизни и Смерти", средневековый литературный жанр ars bene moriendi. Часто романы Ольги Токарчук сравнивают с романом Маркеса "Сто лет одиночества", их объединяет магический реализм и общая мистическая обстановка художественного мира.

Необходимо также упомянуть о промежуточном звене - готическом романе, который сыграл важную роль в формировании творческого воображения романтиков. Он открыл "злые силы", влияющие на человеческую судьбу, оспорил возможность рационального разъяснения, познания мировых тайн. Через всю структуру романа "Путь людей книги", как и в готическом романе, проходит мысль о роке, необъяснимой силе, которая влияет на судьбу героев: "Жаль, что неизвестно, каким образом всё происходит. Вытекают ли события одно из другого согласно каким-то труднопостижимым правилам? Нет ли тут сходства с тем, как маленькая коробочка появляется из большой, а та — из ещё большей? Управляет ли всем происходящим только божественный промысел, который человеку не дано знать? А может быть, между событиями и нет никакой связи, может, они совершаются как хотят, хаотически, по воли случая, противореча сами себе и обманывая людей своей кажущейся логичностью?" [2, с.57-58].

В приведённом фрагменте описаны законы вымышленного мира, который является частью духовного мира героев. Этот мир является основой художественной модели в романах О.Токарчук: объяснение человеческой природы, зависимости человека от тела и мысли, от мечтаний, от той внутренней силы, которая постоянно толкает его на преодоление границ природных возможностей. В своих романах Токарчук постоянно напоминает о том, что её повествование не является отражением реальности. Повествование приближается к действительности при помощи специальных языковых приёмов, но так или иначе, повествователь ощущается в тексте.

Исследователи обращают внимание на то, как Ольга Токарчук понимает роман. Она пишет его как сказку на границе сна и яви, выдумывая всё более неожиданные и странные повороты сюжета: "Написание романа — признаётся она — это для меня рассказ самой себе сказок. Так, как это делают дети, затем засыпая. Они пользуются при этом языком, находящийся на границе сна и яви, описывают и выдумывают. Такова и книга "Путь людей книги", написанная с наивной верой двадцатилетнего ребёнка в то, что хоть что-нибудь, имеющее смысл, передастся людям. К моему удивлению, появилась горькая, может быть даже жестокая история обмана и великого разочарования" [27, с. 378].

Ольга Токарчук является также психологом и отлично знает, что на самом деле не существует единственной интерпритации книги, ведь каждый человек носит в себе свой собственный её вариант. Писательница пытается избежать лёгкого пути: её герои — это тоже книги, которые имеют множество версий трактования. "Расшифровать" героя Токарчук можно при помощи снов. Например, в романе "Дом дневной, дом ночной" автор записывает сны, но при этом не принимает теорию З.Фрейда, его символику снов. Сны — это только отражение прошлых переживаний — это высказывание близко концепции Альфреда Адлера ("Социальный интерес: Проблема манекена", 1938).

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его "жизненного стиля", то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации "комплекса неполноценности" (А.Адлер первым вводит этот термин).

В романах Ольги Токарчук реализуется также и концепция Юнга: сновидения являются фрагментом процесса индивидуализации (становления личности). Экзистенциальная Игра из "Правека" приводит к концепции К.Юнга — процессу духовной интеграции. Овладение снами является обязательным условием духовной инициации. Как говорит Ольга Токарчук: "Именно так работают сны - они разъясняют то, что осталось незамеченным через чувства, бессознательное, каким-то образом помянутые. Является шестым чувством, таким же недостоверным, как оставшиеся шесть. Одновременно это чувство недооценено. Люди вложили слишком много энергии, чтобы понять, что сны глупые и бессмысленные, так как сны позорят рациональный ум" [25].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Специфика адаптации первоклассников к школе
Адаптация детей к школе – это процесс активного приспособления ребёнка и в исследованиях некоторых авторов выделено 3 уровня адаптации: Параметры (переменные) Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровен ...

Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда
Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, о ...

Генетические характеристики психической ригидности
Эволюционное рассмотрение психической, ригидное прежде всего позволяет высказать предположение, что ее проявление в разнообразии фиксированных форм поведения у человека древние филогенетические корни. Эти формы поведения являются, по всей ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта