Директивный и недирективный подходы в консультировании

Психология » Искусство психологического консультирования » Директивный и недирективный подходы в консультировании

Страница 1

При директивном подходе консультант обнаруживает, ставит диагноз и работает с клиентом над решением проблемы, при условии, что консультируемый активно и непосредственно участвует в этой процедуре. Консультант принимает на себя основную ответственность за решение проблемы, и эта ответственность ставится во главу угла всех его усилий. С самого начала консультант тактично принимает на себя полное управление ситуацией. Он дает понять клиенту, что уже обладает некоторой информацией, необходимой для руководства процессом. Он выбирает из перечня проблем те, на которые и будет направлено консультирование. Самое главное здесь, что он берет на себя прямое управление процессом беседы. Обязанность клиента— отвечать на заданные вопросы, чтобы консультант смог получить необходимую информацию для установления точного диагноза. Но при таком подходе нет полной свободы для выражения чувств и установок, потому что задаваемый консультантом тон тормозит любые выражения чувств, возникающие вне предписанной области обсуждения.

Данный тип консультирования строится, по большей части, на силе убеждения со стороны консультанта. Консультирование директивного типа характеризуется большим числом узкоспециальных вопросов, подразумевающих вполне определенные ответы. А также тем, что консультант предоставляет информацию или объяснения клиенту. Впоследствии консультант дает клиенту возможность выразить свое отношение к определенным темам и указывает ему на те проблемы и условия, которые он, консультант, считает необходимым скорректировать. Он уточняет важные моменты из того, что ему рассказал клиент. Он пытается добиться изменений, рекомендуя клиенту выполнить определенные действия, оказывает на него давление своими доводами и личным влиянием, дабы обеспечить выполнение данных действий.

При недирективном подходе больше внимание акцентируется на способах, побуждающих клиента к большей осмысленности своих собственных установок и чувств последующим углублением инсайта и самопонимания. Происходит распознавание и интерпретация вербально либо невербально выражаемых клиентом чувств или установок. Консультанты, придерживающиеся директивного подхода, используют в среднем почти в шесть раз больше слов, чем те, которые следуют недирективному. Это подтверждает тот факт, что в недирективном консультировании клиент приходит, чтобы “изложить свои проблемы”. В процессе беседы говорит преимущественно именно клиент, рассуждая о своих проблемах. Основная задача консультанта - помочь клиенту более ясно осознать и понять свои чувства, установки и способы реагирования и подтолкнуть его к разговору о них. В дальнейшем консультант может достичь этой цели путем повторения или уточнения смысла высказываний клиента. Он дает клиенту возможность выразить свои чувства по отношению к той или иной проблеме. Иногда консультант информирует или в чем-то разъясняет ситуацию клиента.

Программа недирективного консультирования:

1. Консультант должен слушать говорящего терпеливо и доброжелательно, относясь к нему при этом слегка критично.

2. Консультант не должен демонстрировать какую бы то ни было властность.

3. Консультант не должен давать советы или делать замечания морального плана.

4. Консультант не должен спорить с говорящим.

5. Консультант должен говорить или задавать вопросы только при определенных обстоятельствах:

а) чтобы помочь человеку высказаться; б) чтобы избавить говорящего от каких-то страхов или тревоги, которые могут повлиять на его отношение к собеседнику; в) чтобы похвалить говорящего за точную передачу своих мыслей и чувств; г) чтобы направить беседу на те предметы, которые были упущены или отвергнуты клиентом; д) чтобы обсудить неясные моменты, если это необходимо.

Директивный подход предполагает, что консультант выбирает желаемую и социально одобряемую цель, которой должен достичь клиент, и впоследствии направляет свои усилия на то, чтобы помочь субъекту осуществить это. В этом случае подразумевается, что консультант — лицо, вышестоящее по отношению к индивиду, поскольку последний считается неспособным к принятию полной ответственности за выбор своей цели. Директивная группа стремится все усилия сконцентрировать на проблеме, которую выражает клиент.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Психологические механизмы формирования коллектива
Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая ...

Способы поведения в конфликте и стратегии их разрешения
Поведение человека в конфликте, при всём разнообразии вариантов, сводится, по сути, к двум основным стратегиям. Одна из них, очень распространённая, состоит в том, чтобы впредь не допускать возникновения инцидентов и конфликтных действий. ...

Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта