Совершенствование системы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских, но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного, требует знания не только его соматических, физиологических и других особенностей, но и особенностей его психики. Решением проблем, которые в системе медицинских наук относятся к компетенции психологии, занимаются такие ее дисциплины, как медицинская психология, клиническая психология, патопсихология, нейропсихология и психофармакология. Здесь отметим, что в организации медицинского обслуживания возникают также социально-психологические проблемы (например, общение врача и пациента), психолого-педагогические (например, пропаганда медицинских знаний), инженерно-психолгические (например, согласование медицинской техники с психологическими свойствами человека).
Задачу охраны здоровья было бы неверно сводить целиком к заботе о здоровье индивида. На самом деле это – более широкая задача. Она относится также и к обществу в целом. При такой постановке естественно обнаруживается целый ряд ее новых граней, разработка которых требует использования знаний, накапливаемых во многих общественных науках, а соответственно и в связанных с ними психологических дисциплинах.
В решении задачи совершенствования организации обучения и воспитания, всех его форм, средств и методов психологии бесспорно принадлежит одно из важнейших мест. В первую очередь это, конечно, относится к педагогической психологии. Во всех звеньях системы образования (дошкольное воспитание, средняя общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование фактически всей системы психических явлений – от элементарных ощущений и до психических свойств личности, от индивидуально-психологических особенностей людей до массовидных социально-психологических явлений, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное для создания научной базы решения общественной задачи совершенствования организации обучения и воспитания. А это значит, что разработка психологических аспектов данной задачи относится не только к педагогической психологии: этим занимаются и многие другие психологические дисциплины. Безусловно, в разных сферах педагогической практики и применительно к разным частным педагогическим задачам их соотношение складывается по-разному, но все они в конце концов смыкаются в области изучения законов психического развития человека, которые охватывают всю его жизнь – от рождения до старости.
Информация по теме:
Владение и собственность
Проблема владения вызывает заметный интерес в психологической литературе. Многие авторы пытались понять, как личная и социальная идентичности связаны с объектами владения. Камптнер (Kamptner, 1989, 1981) обсуждает значение некоторых катег ...
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Распреде ...
Понятие, критерии и уровни успешности общения
Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формирования успешности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериями групповой деятельности.
Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешнос ...