Мотив сна в романах Ольги Токарчук

Психология » Мотивы сна в романах Ольги Токарчук » Мотив сна в романах Ольги Токарчук

Страница 3

На Святого Михаила зацвёл, и несколько жарких ночей Колоска не могла спать от сладко-терпкого запаха, который пронизывал воздух. Могучее, жилистое тело растения отбивалось острыми краями от серебряного, освящённого месяцем неба. Иногда какой-то ветерок шелестел в кустах, и осыпались отцветавшие цветы. Колоска на те шелесты поднималась и слушала, как растение живёт. Вся изба была наполнена манящими запахами.

А тогда, когда Колоска уснула, стоял перед ней младенец со светлыми волосами. Был он высокий и мощный. Его плечи и бёдра выглядели так, как будто были сделаны из полированного дерева. Освещали его лучи месяца.

Увидел тебя через окно — сказал он.

Знаю. Пахнешь так, как вымысел" [2, c.66].

Рута вообще была необычным ребёнком. Для неё было характерным восприятие реальности через состояние подобное сну:

"Рута впадает в какое-то подобие сна и видит всё абсолютно по-другому" (например, лежит около грибницы) [2, c. 200].

Ольга Токарчук говорила о своей книге, что всегда хотела написать такой роман, как "Правек", сотворить и описать мир, создать свою историю света, который, как и всё живое, рождается, растёт и умирает.

Необходимо сказать о многозначности названия романа "Правек и другие времена". Правек — это деревня, где и происходит всё действие романа. Правек можно трактовать и как выражение "издавна", таким образом автор хотел рассказать историю, которая начинается испакон веков и продолжается по сей день. Название романа также свидетельствует о том, что правек — это не единственный час, вокруг него существует множество времён, множество миров. О том же свидетельствует сама структура романа: книга состоит из множество коротких эссе о героях или важных понятий, каким-либо образом связанных между собой, каждое название начинается со слова "время" ("Время Миси", "Время грибницы" и т.д.). Действие героев обычно связано с их духовной жизнью, которая является для них самой важной. Можно интерпретировать заглавия эссе и как "время" в значении "пора", то есть пришла пора рассказать про Флорентинку, Адельку, Павла, а также о доме, ангела Миси, лип и т.д.

О необычайности Правека мы узнаём уже с первых страниц романа: "Правек — это место, которое лежит в центре вселенной" [2, с.5]. Границы Правека также необычны, как и он сам: на севере — это опасная дорога, на юге — не менее опасный город, на западе — это луга, кусочек леса и дворец, на востоке — река, отделяющая Правек от других земель. Стражниками границ Правека являются архангелы Рафал, Габриель, Михал и Уриель. По такому вступлению ставится понятно, что мы имеем дело с мифическим пространством. В Правеке нам открывается мир, в котором описана жизнь обыкновенных людей, граничащая с жизнью божественных существ.

В "Правеке и других временах" граница между сном и явью зачастую стирается. Сны могут диктовать героям их последующие действия, направлять их. Колоска, наделённая необыкновенным даром, во сне о великой женщине, прабабке, находит здоровье и набирается магического опыта.

Сон как мучение, как напоминание, может преследовать героя на протяжении всей его жизни. В этом случае сон эксплицирует внутренние переживания героя, он говорит о бессилии героя перед тайниками собственной памяти. Например, Михалу снится война: "Он видел не эту, а ту войну. Снова перед глазами у него были огромные просторы страны, которые он некогда прошагал. Должно быть, это был сон, потому что только во сне всё повторяется, словно рефрен. Ему снился тот же самый сон, растянутый, молчаливый, страшный, как колонны войск, как приглушённые болью взрывы" [2, с. 155].

Сны в мире Правека могут выполнять пророческую функцию. Так Колоска, наделённая особым даром ясновиденья, просит прощенья у Флорентинки от имени луны за её сумасшествие:

"- У меня был сон, - произнесла Колоска. – В мои окна постучала луна и сказала: "У тебя нет матери, Колоска, а у твоей дочери нет бабки, ведь так?" - "Так", - ответила я. А она на это: "Есть в деревне хорошая одинокая женщина, которую я когда-то обидела, уже даже не знаю почему. У неё нет ни детей, ни внуков. Иди к ней и скажи, чтобы она меня простила. Я уже стара, и у меня слабый рассудок". Так она сказала. И ещё добавила: "Ты найдёшь её на Горке. Там она проклинает меня, когда раз в месяц я показываю миру свой полный лик". Тогда я спросила её: "Зачем тебе надо, чтобы она тебя простила? На что тебе прощение какого-то человека?" А она мне ответила на это: "Потому что человеческие страдания бороздят тёмные морщины на моём лице. Когда-нибудь я погасну из-за человеческой боли". Так она мне сказала, вот я и пришла" [2, с. 124]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Отчуждение как проблема в философской и психологической литературе
С точки зрения культуры, отчуждение – это нормальное и вполне обыденное явление жизни и естественный механизм обогащения культуры. То, что сначала существовало лишь в воображении творца, становится книгой, картиной, техническим устройство ...

Сущность понятия характер и особенности его формирования
Слово "характер" в переводе с греческого означает "печать", "чеканка". В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведен ...

Применение результатов исследования на практике
В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта