Условные рефлексы первого и второго рода

Психология » Высшая нервная деятельность » Условные рефлексы первого и второго рода

Страница 1

При формировании условных рефлексов первого рода новым является чувствительная (афферентная) часть рефлекторной дуги, а исполнительная (эфферентная) часть остается прежней, т.е. той же, что и в безусловном рефлексе. При образовании рефлексов второго рода заново формируется и чувствительная, и исполнительная части рефлекторной дуги. Следовательно, в условных рефлексах первого рода ответная реакция на условный раздражитель остается той же, что и при безусловном раздражителе. При этих рефлексах отсутствуют новые формы ответных реакций. При условных же рефлексах второго рода формируются и новые ответные реакции, а не только чувствительная часть рефлекторной дуги. Примером образования условного рефлекса первого рода является пищевой рефлекс, а примером образования рефлексов второго рода – формирование новых двигательных навыков. При этом важная роль принадлежит импульсам, поступающим в нервные центры от двигательного аппарата.

Условные рефлексы первого рода не всегда могут полноценно обеспечить приспособление организма к условиям жизнедеятельности, в отличие от рефлексов второго рода.

При формировании условных рефлексов второго рода значительная роль отводится обратной связи между двигательным анализатором и центрами безусловных рефлексов. Рефлексы второго рода являются физиологической основой образования двигательных навыков вообще и в спорте в частности.

Условный рефлекс, выработанный на основе безусловного рефлекса, называется рефлексом первого порядка. Условный рефлекс, сформированный на базе прочного условного рефлекса первого порядка, называется рефлексом второго порядка. Условный рефлекс второго порядка может стать основанием для образования условного рефлекса третьего порядка и т.д. У собак образуются иногда рефлексы до третьего порядка, у обезьян до четвертого, у детей до шестого.

Развитие способности произнесения членораздельных звуков связано с развитием способности воспринимать. Речевая деятельность всегда находится под контролем, и в нее могут быть внесены необходимые коррективы только благодаря слуху. Развитие слуха человека происходило за счет развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.

Нервные пути, связывающие с мозгом находящийся на барабанной перепонке кортиев орган, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение функций того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. Например, поражение их внутренней части влечет за собой потерю слуха в отношении высоких звуков, а нарушение их наружных частей – потерю слуха в отношении низких звуков. Таким образом, эта область представляет собой проекцию кортиева органа и является центром, с которым первично слуховые ощущения. Интеграция этих ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенных в первой и частично во второй височных извилинах. Именно здесь в левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи – центр Вернике. Он обеспечивает понимание речи. При его поражении возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон связывают также акустико – мнестическую, оптико – мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, и семантическую афазию – нарушение понимания логико – грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения предметов.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Соотношение понятия имплицитных теорий с близкими понятиями других методологических направлений
Содержание имплицитных теорий исследуется, как правило, средствами экспериментальной психосемантики. (Петренко, 2005). Это сравнительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 70-х в Московском университете (Е.Ю. Артемь ...

Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем ...

Определение понятия «отношения». Специфика отношений в системе взрослость - детство
Так как подростковый период является временем изменения способа понимания как мира, так и себя, то отношения, социальная ситуация развития значительно влияют на то, как протекает процесс переосмысливания своего места и процесс изменения с ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта