Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Психология » Психология воспитания: социализация, нормы и ценности. Сущность обучения как деятельности » Концепция учебной деятельности школьников практическая актуальность исследования учебной деятельности школьников

Страница 7

В ходе исследования были выделены основные компоненты теоретического мышления: рефлексия, анализ, внутренний план действий. Было установлено, что в экспериментальных классах, где систематически отрабатывается учебная деятельность, быстрее растет число детей, обладающих всеми компонентами теоретического мышления, при этом выявлена статистически значимая связь между рефлексией школьников, правильным выполнением задач на анализ, а также внутренним планом действий у учащихся.

Была экспериментально изучена роль каждого из компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебного действия, действий по контролю и оценке. Установлено, что при управлении учебной деятельностью надо не столько отрабатывать сами эти компоненты, сколько переходы от одного к другому. Было рассмотрено различие учебной и собственно исследовательской деятельности. Учебная деятельность — это учебная модель исследования, квазиисследование, здесь школьники в сжатой, свернутой форме лишь воспроизводят реальные исследовательские и поисковые действия.

Проанализированы возрастные и индивидуальные особенности учебной деятельности. К настоящему времени экспериментально выделены возрастные особенности в младшем школьном возрасте, отчасти изучены — в среднем школьном и гипотетически намечены для старшего школьного возраста. Так, младший школьный возраст знаменуется введением учащихся в учебную деятельность, овладением всеми ее компонентами; учебная деятельность имеет здесь ведущее значение. В среднем школьном возрасте происходит овладение ребенком общей структурой учебной деятельности, становление произвольности ее, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование учебной деятельности как средства организации социальных взаимодействий с другими школьниками. Старший школьный возраст характеризуется использованием учебной деятельности как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной учебной деятельности и самообразования, а также переходом от усвоения общественно-выработанного опыта учебной деятельности, закрепленного в учебниках, к его обогащению, т. е. творческой исследовательской познавательной деятельности.

Логика анализа изменений самого ребенка в ходе учебной деятельности столкнула исследователей с проблемой индивидуальных различий. Обнаружение того факта, что в условиях управляемого обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а, напротив, становятся более выраженными, позволило поставить вопрос о возможности целенаправленного формирования особенностей учебной деятельности школьника, а не только учета их как предпосылок обучения. Индивидуальные различия могут быть поняты и описаны в этой логике; прежде всего как соотношение различных уровней сформированности компонентов учебной деятельности: у одних учащихся оказываются наиболее сформированными принятие и постановка учебных задач, у других — способы действий с изучаемым материалом, приемы самоконтроля и самооценки.

Были предварительно выделены также разные уровни индивидуальных особенностей учебной деятельности.

Первый уровень — преимущественное использование школьником тех или иных средств и способов учебной деятельности и их комбинаций при выполнении заданий. Следующий уровень — особенности выполнения учебной деятельности, устойчиво проявляющиеся в разных видах заданий (здесь, видимо, можно говорить об индивидуальном стиле учебной деятельности). Наиболее высокий уровень сформированности индивидуальных особенностей учебной деятельности может быть обозначен как становление ученика как (объекта этой деятельности:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация по теме:

Понятие об агрессии
Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения. Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных ...

Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...

Мотивация клиента и методы работы с сопротивлением
Клиент обращается к психотерапевту, уже имея какие-то представления о психотерапии, которые необходимо обсудить и уточнить. Иначе мы столкнемся с ситуацией, когда участники психотерапии начинают работать, имея различные ожидания от самого ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта