Теория ролей в психологии

Психология » Принятие роли в юношеской группе в зависимости от уровня идентичности » Теория ролей в психологии

В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон.

Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теории.

Морено является родоначальником экспериментального изучения личности как совокупности ролей.

Впервые на различение понятий роли и статуса указал Р. Линтон. Статус можно определить как сочетание прав и обязанностей. Роль - динамический аспект статуса; связующее звено между индивидуальным поведением и социальной структурой. Статус - социальная позиция личности, а роль - определенная демонстрация этой позиции [11].

Т.е. индивид выполняет роль, когда он осуществляет свои права и обязанности.

Э.Гоффман выдвинул концепцию «социальной драматургии», проводя в ней почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением.

Основными понятиями, которыми пользуются ролевые теории, являются понятия «статус», «позиция», «роль».

Наиболее общее определение этих понятий:

Т.Сабрин - статус как «сочетание прав и обязанностей, обусловленных положением человека в той или другой социальной группе».

Р.Кэттел - статус как результат выполнения роли человеком, занимающим определенную позицию в своей группе, т.е. достижения и репутации.

Г.М.Андреева - статус как субъективная категория, т.е. набор или организация ролевых ожиданий, которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли

Термин позиция всегда относится к признанной категории лиц, для которых базисом такой дифференциации является общее их поведений или общие реакции других людей по отношению к ним. Позиция в отличии от статуса выражает не внешнее от личности условие, а скорее внутреннее отношение человека к статусу и своеобразие его деятельности в пределах статуса[2].

И.Кон: Роль - функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию[19].

Р.Кэттелл: Роль отличается от других форм деятельности в двух отношениях:

1) она «одевается и снимается» в зависимости от условий, что, однако, не означает того, что роль всегда берется произвольно.

2) роль связана с позицией внутри группы и не является только неизбежной составной частью принадлежности к группе

Г.Олпорт в структуре роли различает:

Ожидание роли (какая роль должна быть выполнена, что ожидается от выполнения), концепцию роли (понимание человеком своей роли), приемлемость или неприемлемость роли (отношение человека к своей роли).

Ньюкомб в своем понимании роли делает акцент на интерперсональных отношениях и коммуникативном поведении людей. Роль облегчает коммуникацию между людьми, делая возможным обмен суждениями о выполняемых ролях. Интерперсональные отношения, соответственно ролям, имеют как внешнее выражение (в поведении, в деятельности), так и внутреннее (установка, состояние ожидания).

М. Дойч и Р. Краусс: в виду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются ввиду большинством авторов, когда они говорят о роли.

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведений индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами (речь идет о представлении других людей, как должен вести себя индивид, занимающий определенный статус).

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами (речь идет о собственном представлении индивида, каким должно быть его поведение в соответствии с статусом).

3. Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение (т.е. связанное с реализацией прав и обязанностей, предписанных ему статусом) [1].

Информация по теме:

Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). Подростничество делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст ( ...

Жизненный цикл российской и американской семьи
Сначала рассмотрим вариант типичного жизненного цикла американской семьи, как он был описан в классических работах по семейной психологии (из Будинайте, Варга, 2005): 1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практи ...

Аттитюды и реальное поведение
В течение длительного времени изучения аттитюдов не возникало сомнений в том, что знание аттитюда полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Казалось само собой разумеющимся, что аттитюду соответствует определенное поведение. ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта