Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.
Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки). Рассмотрим эти четыре стадии последовательно.
Для того чтобы начать направленное воспитание социальных установок ребенка, необходимо сначала привлечь его внимание к объекту установки. Психологи, занимавшиеся исследованием влияния внимания, его усиления или ослабления на формирование и изменение социальных установок, получили весьма любопытные данные. Было обнаружено, что если чем-то незначительно отвлекать внимание человека, то эффект убеждения (изменения социальной установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять ту или иную точку зрения. Одно из возможных объяснений, предложенных этому явлению, заключается в том, что, несколько отвлекая внимание человека, мы не позволяем ему глубоко вникнуть в суть убеждающих аргументов и выработать контраргументы. Однако убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональной окрашенности того, чем это внимание отвлекается. Если это приятные вещи, то отвлечение внимания положительно сказывается на формировании установки. Напротив, если факторы, отвлекающие внимание, оказались не очень приятными, то эффект убеждения снижается.
По той причине, что социальные установки включают рациональный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. В этом случае воспитатель пытается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоциональное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов. Способы чисто эмоционального воздействия на социальные установки ребенка не следует полностью отвергать как якобы совершенно недопустимые. Хотим мы того или нет, но они на практике действуют, и надо научиться эмоциональными воздействиями управлять.
При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим психолого-педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу: («так поступают все хорошие дети»).
Иногда для воздействия на социальные установки в воспитательных целях используется прием возбуждения чувства страха у детей. По поводу его следует заметить, что данный прием не очень эффективен. Исследования показали, что иногда запугивание ребенка способствует принятию им определенной точки зрения, а иногда, напротив, препятствует этому, порождая психологический барьер между воспитателем и воспитываемым.
Убеждающая аргументация представляет собой второй после привлечения внимания шаг на пути формирования или изменения социальной установки. Даже если убеждение основывается на хорошо подобранной совокупности фактов, способ их предоставления ребенку может существенно повлиять на результат убеждения. Факты далеко не всегда говорят сами за себя. Один и тот же факт может быть представлен и воспринят ребенком по-разному.
Многое в эффективности педагогического воздействия с использованием убеждающей аргументации зависит от того, насколько воспитатель показывает воспитываемому, что действительно хочет его убедить, а также от того, как лично относится воспитываемый к воспитателю. Если это отношение положительное, то открытое проявление воспитателем желания переубедить воспитываемого будет в большей степени способствовать принятию им предлагаемой точки зрения, нежели в том случае, когда воспитатель такого желания явно не проявляет. И, напротив, демонстративное желание убедить, проявляемое воспитателем, не вызывающим симпатии у воспитываемого, будет вести к сопротивлению с его стороны принятию точки зрения, пропагандируемой воспитателем, и такое сопротивление будет тем большим, чем сильнее со стороны воспитываемого проявляется неприязнь к воспитателю.
Информация по теме:
Содержание процесса социализации
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выдел ...
Индивидуальное консультирование несовершеннолетних,
имеющих трудности общения с другим полом
С первого взгляда может показаться, что выделение только двух видов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального и группового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультирование пар как бы исчез ...
Понятие Интернет-зависимости, её причины, типы, признаки, последствия
Свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [7].
На английском языке порочные, бо ...