Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Страница 1

Проведенные, рядом психологов исследования позволили более точно представить структуру трудностей, с которыми сталкивается семья, имеющая больного члена семьи. Хеннинг и Хамильтон указали на то, что необходимо различать объективные и субъективные трудности, с которыми сталкивается семья (28).

Объективными трудностями исследователи называют возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка семьи.

Субъективными трудностями – разнообразные переживания в связи с заболеванием одного из ее членов: горя, страха, чувства вины.

Росс детально описывает защитные механизмы, вызываемые у родителей рождением ребенка с нарушением развития. Выбор защитного механизма, согласно автору, находится в зависимости от особенностей жизненного пути родителей, а также от того значения, которое имеет в их жизни ребенок и его нарушение.

Согласно А. Фрейд, каждый из нас предохраняет себя от тревог с помощью набора приемов, обусловленных нашей генетической предрасположенностью, внешними трудностями и микроклиматом в нашей семье и социуме.

Осознанное и целенаправленное использование защитных механизмов делает нашу жизнь более легкой и успешной. Однако, когда эти средства защиты искажают реальность и мешают нашей функциональной способности, они становятся невротическими и могут причинить нам вред.

Хотя все перечисленные ниже механизмы могут иметь место и обнаруживать себя у здоровых людей, само их присутствие является индикатором возможного невроза.

Вытеснение.

С помощью этого механизма какое-то событие, идея или восприятие, способные вызвать тревогу, вытесняются из сознания, тем самым препятствуя любому их возможному разрешению. «Суть вытеснения заключается в следующем: с его помощью что-то изгоняется из сознания и держится от него на определенной дистанции». К сожалению, вытесненный элемент продолжает оставаться частью психики, хотя человек этого не осознает, и сохраняет активность. «Вытеснение никогда не носит единовременный характер, требуя постоянных затрат энергии на свое поддержание, в то время как вытесненное постоянно стремится найти выход».

Часто выясняется, что истерические симптомы являются следствием вытеснения, имевшего место ранее. Например, если вы испытываете глубоко амбивалентные чувства к своему больному ребенку, вы можете любить его и желать его смерти. И желание его смерти, и сопровождающие это желание фантазии, ваши результатирующие чувства вины и стыда могут быть бессознательными, поскольку и ваше эго, и ваше супер – эго будут считать эту мысль неприемлемой. Если ребенок действительно умрет, эти конфликтующие чувства будут вытесняться в еще большей степени. Допустить амбивалентность своих чуств значит испытать удовольствие от его смерти, поскольку вытеснение не позволит проявиться ни вашей искренней и подобающей печали и чувству утраты, ни вашей невыраженной враждебности.

Отрицание.

Под отрицанием понимают нежелание признавать событие, которое беспокоит эго. Взрослым людям свойственно «делать вид», что некоторые события не таковы, какие они есть, что они в действительности не происходили. Это бегство в фантазии может принимать множество форм, некоторые из которых могут казаться внешнему наблюдателю абсурдными. Представим себе, что родители больного ребенка отказываются поверить в то, что их ребенок болен и ведут себя как будто ничего подобного не произошло. Отрицание реальности имеет место и тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого со мной просто не может случиться», несмотря на очевидные доказательства обратного. Согласно З. Фрейду, отрицание типично для маленьких людей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Рационализация.

Это процесс поиска допустимых причин для недопустимых мыслей или действий. Посредством этого процесса человек находит объяснение, которое является либо этически допустимым для других, либо логически согласующимся с какой-то установкой, действием, идеей или чувством, которые происходят из других мотивационных источников. Мы прибегаем к рационализации, чтобы оправдать свое поведение, когда в действительности причины наших действий не заслуживают одобрения или даже не понимаемы нами.

Рационализация – это способ выдержать давление со стороны супер – эго; она маскирует наши мотивы, превращая наши действия в морально допустимые. Являясь помехой саморазвитию, она не позволяет рационализирующему человеку (или другим людям!) работать с истинными, менее приемлемыми мотивационными силами, наблюдать и понимать их. Когда рационализацию наблюдают со стороны, ее нелепая сторона становится очевидной. Другими словами рационализация – это способ справиться с фрустрацией и тревогой, искажая реальность и, таким образом защитить самооценку с помощью ложной аргументации. Например, родители не принимают диагноз ребенка, так как врач молодой и неопытный, не может быть до конца компетентен.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Содержание понятия характер
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере - характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяж ...

Интервью, как основной метод консультирования
психологическое консультирование инсайт интервью Основным методом консультирования является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии, которые представлены в таблице 2. Таблица 2. Стадии основного метода консультирования ...

История изучения, определение понятия, причины нарушений интеллектуального развития у детей
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж. Эски-роль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития [26]. Основная задача, стоявшая перед ним ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта