В связи с чем, у родителей может наблюдаться повышенная сензитивность, то есть гиперчувтвительность, к любым различного рода высказываниям по поводу их ребенка, ставящих под сомнения его «нормальность».
Таким образом, в течение этого периода отношения между ребенком и родителями протекают сложно и противоречиво. Родителям тяжело заставить себя думать о ребенке; для них он – причина всех бед. Другими словами его не принимают.
Постепенно пережив шок, горе, гнев и т.д., семья начинает воспринимать действительность такой, какая она есть; стремится понять не только психологический смысл произошедшего, но и фактический, приспосабливаясь к новым требованиям сложившейся ситуации.
Со временем, родители начинают уделять больше внимания ребенку, потребности которого необходимо удовлетворять, даже если это, на первых порах, и не приносит никакой радости. Положительные чувства по отношению к ребенку, которые тоже есть, даже если родители какое время пытались внутренне отрицать его существование, становясь все глубже, особенно, если ребенок способен «ответить» родителям. Если он следит за папой и мамой взглядом и «видит» их, если он улыбается им, то родителей все сильнее охватывает чувство нежности и желание защитить ребенка.
Как утверждает К. Грюневальд, дело не в том, что горе или гнев стихают, а им на смену сами собой приходят «признание» ограничения и терпеливая, самоотверженная любовь к ребенку (16).Происходит, то, что родители в большей степени, чем когда-либо, живут настоящим.
Другой крайностью родительского отношения к детям с особенностями в развитии является то, что ребенок может воспитываться в культе болезни (16). В этом случае болезнь ребенка становится смыслообразующим центром всей семьи. В итоге, это неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.
Таким семьям присущи такие черты как: сплоченность, чрезмерная опека, отсутствие гибкости, трудности в преодолении конфликтов. Эти черты не могут не сказаться на взаимоотношениях в семье, ее эмоциональной атмосфере, на уровень понимания и принятия родителями ребенка, имеющего особенности в развитии.
Понятие «родительское отношение».
В определении родительского отношения мы будем придерживаться определения А.Я. Варга, В.В. Столина. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков…
В этой классификации выделяются следующие обобщенные типы родительского отношения: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», Маленький неудачник».
Выделяются общие и частные факторы, влияющие на родительское отношение к ребенку.
К общим факторам относят: образ мысли семьи; образ общения семьи; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, место проживания семьи, традиции семьи, интеллектуальный уровень учащихся школ групп, классов, в которых находится ребенок.
К частным факторам относят: представления родителей об эталоне воспитанной личности; расположенность к полу ребенка в семье; педагогическая культура общения родителей; мотивы рождения ребенка; установки супругов на воспитание детей; уровень притязаний родителей по отношению к ребенку…
Выделяются следующие проблемы развития семьи: проблема понимания больного и установления уровня требования к нему; проблема влияния на больного; проблема мотивационной перестройки семьи; проблема перестройки отношений семьи с социальным окружением.
Анализ литературы показал, что достаточно подробно исследованы структурно – функциональные особенности семей, имеющих ребенка с особенностями в развитии. Специфика собственно родительского отношения к ребенку с особенностями в развитии изучена в меньшей степени.
В своем исследовании мы изучаем особенности родительского отношения к детям с особенностями в развитии и их эмоционально-чувственное исполнение.
Информация по теме:
Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической
психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии.
В связи с анализом концепции учебной д ...
Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой правого
полушария
Согласно современным представлениям специфически правополушарными функциями у правшей являются перцептивные процессы (зрительное, тактильное восприятие) и конструктивная деятельность, а также наглядно-образное мышление, зрительная память ...
Сон и сновидения в онтогенезе
Внутриутробное развитие
Состояние сна каждый из нас ощущал со времён нашего внутриутробного развития. Последние исследования ученых доказывают, что
К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра о ...