Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Страница 4

В связи с чем, у родителей может наблюдаться повышенная сензитивность, то есть гиперчувтвительность, к любым различного рода высказываниям по поводу их ребенка, ставящих под сомнения его «нормальность».

Таким образом, в течение этого периода отношения между ребенком и родителями протекают сложно и противоречиво. Родителям тяжело заставить себя думать о ребенке; для них он – причина всех бед. Другими словами его не принимают.

Постепенно пережив шок, горе, гнев и т.д., семья начинает воспринимать действительность такой, какая она есть; стремится понять не только психологический смысл произошедшего, но и фактический, приспосабливаясь к новым требованиям сложившейся ситуации.

Со временем, родители начинают уделять больше внимания ребенку, потребности которого необходимо удовлетворять, даже если это, на первых порах, и не приносит никакой радости. Положительные чувства по отношению к ребенку, которые тоже есть, даже если родители какое время пытались внутренне отрицать его существование, становясь все глубже, особенно, если ребенок способен «ответить» родителям. Если он следит за папой и мамой взглядом и «видит» их, если он улыбается им, то родителей все сильнее охватывает чувство нежности и желание защитить ребенка.

Как утверждает К. Грюневальд, дело не в том, что горе или гнев стихают, а им на смену сами собой приходят «признание» ограничения и терпеливая, самоотверженная любовь к ребенку (16).Происходит, то, что родители в большей степени, чем когда-либо, живут настоящим.

Другой крайностью родительского отношения к детям с особенностями в развитии является то, что ребенок может воспитываться в культе болезни (16). В этом случае болезнь ребенка становится смыслообразующим центром всей семьи. В итоге, это неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.

Таким семьям присущи такие черты как: сплоченность, чрезмерная опека, отсутствие гибкости, трудности в преодолении конфликтов. Эти черты не могут не сказаться на взаимоотношениях в семье, ее эмоциональной атмосфере, на уровень понимания и принятия родителями ребенка, имеющего особенности в развитии.

Понятие «родительское отношение».

В определении родительского отношения мы будем придерживаться определения А.Я. Варга, В.В. Столина. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков…

В этой классификации выделяются следующие обобщенные типы родительского отношения: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», Маленький неудачник».

Выделяются общие и частные факторы, влияющие на родительское отношение к ребенку.

К общим факторам относят: образ мысли семьи; образ общения семьи; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, место проживания семьи, традиции семьи, интеллектуальный уровень учащихся школ групп, классов, в которых находится ребенок.

К частным факторам относят: представления родителей об эталоне воспитанной личности; расположенность к полу ребенка в семье; педагогическая культура общения родителей; мотивы рождения ребенка; установки супругов на воспитание детей; уровень притязаний родителей по отношению к ребенку…

Выделяются следующие проблемы развития семьи: проблема понимания больного и установления уровня требования к нему; проблема влияния на больного; проблема мотивационной перестройки семьи; проблема перестройки отношений семьи с социальным окружением.

Анализ литературы показал, что достаточно подробно исследованы структурно – функциональные особенности семей, имеющих ребенка с особенностями в развитии. Специфика собственно родительского отношения к ребенку с особенностями в развитии изучена в меньшей степени.

В своем исследовании мы изучаем особенности родительского отношения к детям с особенностями в развитии и их эмоционально-чувственное исполнение.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...

Понятие синергетики, ее значение для развития теории научного познания
Синергетика – одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре. Представлено такими исследователями, как Г. Хакен, Г. Николис, Пригож ...

Дисгармония семейных отношений и подросток
Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирован ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта