Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Страница 3

Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.

«Когда защита становится чрезмерной, она начинает властвовать над эго, уменьшая его гибкость и приспособляемость. Наконец, если защитные механизмы дают сбой, у эго не остается ничего, на что можно было бы положиться, и его охватывает тревога». Каждый механизм защиты отбирает психологическую энергию у какой-то более продуктивной деятельности эго.

Распределение нагрузки между членами семьи.

Американская исследовательница К. Теркельсен на основании своих наблюдений за семьями больного разработала концепцию «трех уровней вовлечения», описывающую типичную ситуацию, которая складывается в семье больного (18). В соответствии с этой концепцией, появление больного в семье приводит к значительному изменению ее структуры взаимоотношений между ее членами: семья разделяется на три слоя (подгруппы), которые концентрируются вокруг больного и различаются степенью и характером вовлеченности в опеку.

первый, внутренний слой – это обычно один человек, чаще всего это мать или сестра, или жена-тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточивается на больном, что еще должно быть сделано для него. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна.

Второй слой вокруг больного – это члены семьи, которые менее непосредственно участвуют в повседневной опеке, то есть, не участвуют в его жизни все время, непрерывно (как главный опекун).

Третий слой – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако не имеют с ним повседневного контакта.

Нарастание неудовлетворенности членов семьи семейной жизнью.

Поведение ребенка с заболеванием, особенности его личности, во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, их представлению о том, каким должен быть этот ребенок, поэтому эмоциональная реакция на поведение и многие особенности личности члена семьи с тем или иным заболеванием – это, как правило, возмущение, раздражение, горечь. В результате у них развивается состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Отметим несколько факторов, которые по данным исследования особенно стимулируют эту неудовлетворенность: ощущение вины, поведение больного, длительность болезни, степень нарушения обыденной жизни семьи.

Снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов.

Члены семьи обычно стесняются самого факта, что среди них есть человек с какими-либо нарушениями, всячески это скрывают. Уже самые ранние исследования семей, где есть больной, показали их повышенную чувствительность к реакции социального окружения на их проблемы.

Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис (24) обозначают проблемы, которые могут при этом возникнуть:

– .проблема понимания больного и установления уровня требования к нему;

– проблема влияния на больного;

– .проблема мотивационной перестройки семьи.

– .проблема перестройки отношений семьи с социальным окружением.

Далее рассмотрим непосредственно особенности отношения родителей к детям, имеющим особенности в развитии.

В семьях, где рождается ребенок с нарушением развития, отношения между супругами, ребенком, другими членами семьи, взаимоотношения с людьми, входящими в круг общения таких семей складываются несколько иначе, чем у семей, не имеющих детей, с особенностями в развитии.

К. Грюневальд, в своих работах, пишет о том, что испытывая потрясение по факту нездоровья ребенка, (потому как ограничение обнаруживается внезапно) у родителей возникают чувства нереальности, ощущение пустоты и отрешенности, желание абстрагироваться от реальной действительности (16).

Отрицание диагноза чаще всего является самой первой реакцией, когда родители начинают понимать, что у ребенка имеется ограничение. Это искажение зачастую совершенно непреднамеренное и возникает, главным образом, из-за того, что родители не могут вынести все вызванные происшедшим чувства или еще не могут осознать диагноз.

В дальнейшем, к родителям постепенно приходит сознание того, что произошло. Будущее свое, и будущее ребенка воспринимается как нечто предопределенное, неизменное. Видится только ограничение ребенка, а не он сам. Так как существуют стереотипы восприятия людей-инвалидов, и родителям, кажется, что их сын или дочь будут такими же, как и остальные люди с нарушениями в развитии – «Они кажутся им одинаковыми и пугающими».

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологические особенности родительского отношения
родитель ребенок отношение ограниченный Общение в различных семьях может быть самым разнообразным. Одним из параметров, по которому можно охарактеризовать общение в семье, является родительское отношение. Родительское отношение, по опре ...

Общая характеристика способностей человека
В исследование способностей отечественной психологией внес большой вклад М.Теплов. Кроме того, теория способностей создавалась многими другими отечественными психологами: Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Ананьевым, Крутецким, Голубево ...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к. он характеризуется переход ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта