Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Проблема родительского отношения к детям, имеющим особенности в развитии

Страница 3

Защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.

«Когда защита становится чрезмерной, она начинает властвовать над эго, уменьшая его гибкость и приспособляемость. Наконец, если защитные механизмы дают сбой, у эго не остается ничего, на что можно было бы положиться, и его охватывает тревога». Каждый механизм защиты отбирает психологическую энергию у какой-то более продуктивной деятельности эго.

Распределение нагрузки между членами семьи.

Американская исследовательница К. Теркельсен на основании своих наблюдений за семьями больного разработала концепцию «трех уровней вовлечения», описывающую типичную ситуацию, которая складывается в семье больного (18). В соответствии с этой концепцией, появление больного в семье приводит к значительному изменению ее структуры взаимоотношений между ее членами: семья разделяется на три слоя (подгруппы), которые концентрируются вокруг больного и различаются степенью и характером вовлеченности в опеку.

первый, внутренний слой – это обычно один человек, чаще всего это мать или сестра, или жена-тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточивается на больном, что еще должно быть сделано для него. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна.

Второй слой вокруг больного – это члены семьи, которые менее непосредственно участвуют в повседневной опеке, то есть, не участвуют в его жизни все время, непрерывно (как главный опекун).

Третий слой – наружный. Его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако не имеют с ним повседневного контакта.

Нарастание неудовлетворенности членов семьи семейной жизнью.

Поведение ребенка с заболеванием, особенности его личности, во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, их представлению о том, каким должен быть этот ребенок, поэтому эмоциональная реакция на поведение и многие особенности личности члена семьи с тем или иным заболеванием – это, как правило, возмущение, раздражение, горечь. В результате у них развивается состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Отметим несколько факторов, которые по данным исследования особенно стимулируют эту неудовлетворенность: ощущение вины, поведение больного, длительность болезни, степень нарушения обыденной жизни семьи.

Снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов.

Члены семьи обычно стесняются самого факта, что среди них есть человек с какими-либо нарушениями, всячески это скрывают. Уже самые ранние исследования семей, где есть больной, показали их повышенную чувствительность к реакции социального окружения на их проблемы.

Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис (24) обозначают проблемы, которые могут при этом возникнуть:

– .проблема понимания больного и установления уровня требования к нему;

– проблема влияния на больного;

– .проблема мотивационной перестройки семьи.

– .проблема перестройки отношений семьи с социальным окружением.

Далее рассмотрим непосредственно особенности отношения родителей к детям, имеющим особенности в развитии.

В семьях, где рождается ребенок с нарушением развития, отношения между супругами, ребенком, другими членами семьи, взаимоотношения с людьми, входящими в круг общения таких семей складываются несколько иначе, чем у семей, не имеющих детей, с особенностями в развитии.

К. Грюневальд, в своих работах, пишет о том, что испытывая потрясение по факту нездоровья ребенка, (потому как ограничение обнаруживается внезапно) у родителей возникают чувства нереальности, ощущение пустоты и отрешенности, желание абстрагироваться от реальной действительности (16).

Отрицание диагноза чаще всего является самой первой реакцией, когда родители начинают понимать, что у ребенка имеется ограничение. Это искажение зачастую совершенно непреднамеренное и возникает, главным образом, из-за того, что родители не могут вынести все вызванные происшедшим чувства или еще не могут осознать диагноз.

В дальнейшем, к родителям постепенно приходит сознание того, что произошло. Будущее свое, и будущее ребенка воспринимается как нечто предопределенное, неизменное. Видится только ограничение ребенка, а не он сам. Так как существуют стереотипы восприятия людей-инвалидов, и родителям, кажется, что их сын или дочь будут такими же, как и остальные люди с нарушениями в развитии – «Они кажутся им одинаковыми и пугающими».

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Факторы аддиктивного поведения
Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.( Змановс ...

Структура уровневая характеристика понятийного мышления
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышл ...

Индекс потребительских настроений
Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематичн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта