Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными особенностями в развитии, трудностями обучения и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и другими особенностями.

Рождение ребенка с нарушением развития (умственным, физическим или психическим) является очень серьезной проблемой для его семьи. В связи с этим зачастую семья переживает острый кризис, так как становится невозможным прежний способ ее существования и требуется глубокая перестройка всей структуры как внутри, так и внесемейных отношений. От успешности преодоления этого кризиса зависит будущее семьи и будущее ребенка: будет он себя чувствовать как любимый и желанный член семьи и впоследствии – общества, либо как ненужная обуза. (1)

В.В. Юртайкис, О.Г. Комарова утверждают, что неправильное семейное воспитание приводит к усугублению тяжести общего психического недоразвития ребенка с особенностями развития. Так, А.И. Раку в результате проведенного опроса обнаружила, что в большинстве семей отношение к умственно отсталым детям не благоприятствует их интеллектуальному и социальному развитию. По ее мнению, родители, зачастую неадекватно оценивают психофизические возможности существенно отстающего в развитии ребенка: либо переоценивают, либо, напротив, недооценивают их. Кроме того, родители склонны либо к излишней опеке ребенка, либо к игнорированию его.

На характер кризисного переживания влияет статусная характеристика семьи. Так, Фарбер исследовал в своих работах влияние умственно отсталого ребенка на внутрисемейные отношения и изменение жизненного цикла семьи. Он различает две основные разновидности кризиса. В высших социальных слоях возникает так называемый «трагический» кризис, поскольку родительские цели, надежды и ожидания не оправдываются. Зачастую подобная реакция проявляется во враждебной установке по отношению к умственно отсталому ребенку, которая преобладает над стремлением к заботе о нем. В семьях с более низким социальным статусом появляется «ролевой организационный кризис», который возникает благодаря очень высокой потребности умственно отсталого ребенка и заботе и уходе.

Осуществление нормального жизненного цикла семьи встречает существенные препятствия, в результате чего становится необходимой реорганизация семейных ролей. Независимо от реального возраста, умственно отсталый ребенок остается в роли более маленького ребенка, чем он есть на самом деле, поэтому родители вынуждены оставаться в роли « «нянек». В случае, если перестройка внутри семейных ролей и отношений не удается, по мнению Фарбера, остаются две возможности: обособление нарушающего привычную жизнь члена семьи с помощью его территориального отделения или распад семьи. (1) Также можно наблюдать изменение эмоционального статуса родителей: эмоциональное отчуждение от ребенка, страх, резкое падение самооценки, раздражительность, самообвинение, т.е. преобладание непродуктивных чувств относительно ребенка. А. Адлер указал на то, что чувство собственного бессилия психологического или социального, чувство вины и др., люди пытаются компенсировать. Очень часто родители детей с ограниченными возможностями демонстрируют гиперкомпенсаторное поведение относительно ребенка.

М.М. Семаго, Н.Я. Семаго формулируют два типа задач, которые должны решаться психологами в данной ситуации.

К первому типу относят создание психологических условий для адекватного восприятия родителями информации, связанной с особенностями развития ребенка, психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспитанию.

Ко второму – вопросу, связанные с освобождением родителей от чувства вины, необходимости преодоления стрессового состояния семьи, в том числе депрессии матери, создание и поддержание по возможности нормального климата в семье (2).

Информация по теме:

Лидерство у студентов колледжа физической культуры
Лидерство в спортивных организациях следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Любой ко ...

Эмоциональные особенности супругов и их роль в возникновении конфликтов
Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена. Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при это ...

Цель и роль психологического консультирования
Психологическое консультирование включает несколько основных положений: 1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирован ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта