Психологические особенности родительского отношения

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности родительского отношения

Страница 1

родитель ребенок отношение ограниченный

Общение в различных семьях может быть самым разнообразным. Одним из параметров, по которому можно охарактеризовать общение в семье, является родительское отношение.

Родительское отношение, по определению А.С. Спиваковской (19), – это реальная направленность, позволяющая описывать, широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми, а также позволяющая представить структуру в целом и изучить, каким образом те или иные, сознательные или бессознательные мотивы структуры личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах поведения и взаимопонимания с детьми.

Ребенок не может существовать в одиночестве, он по существу своему является частью взаимоотношений (24).

Аналогичное определение родительского отношения дают А.Я. Варга и В.В. Столин: это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков (25).

Таким образом, можно сказать, что родительское отношение описывается различными понятиями и терминами, которые определяются теоретическими исходными позициями авторов.

Подходы к классификации родительского отношения описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

В зарубежной литературе описаны два основных подхода к проблеме изучения отношений в семье.

Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой – как первый законодатель и «контролер». З, Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия. Так, в эпигенетической концепции Э. Эриксона (26) подчеркивается, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная инренция, которая совмещает в себе двойственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. В отличие от З. Фрейда, Э. Эриксон смещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения с близкими взрослыми. Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку (27); это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: 1) условность-безусловность, 2) контролируемость – неконтролируемость, Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь неподвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» (27).

Аналогичное противопоставление условной и безусловной любви рассматривается и в гуманистической психологии. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителей к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка (26).

В теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от матери, и стремлением к защите и безопасности, инициативности ребенка(26).

Клиническими психологами была предложена динамическая двухфакторная модель родительского отношения. Основанная на двух факторах – эмоциональном (любовь – ненависть) и поведенческом (автономия – контроль). Можно отметить, что большинство современных исследований за рубежом опирается на типологию родительского отношения, предложенную Д. Бориндом, который выделил и описал три основных стиля родительского отношения: авторитетный, авторитарный и попустительский.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологические особенности профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и ...

Образовательно-операциональная подготовка
Кроме психологической готовности важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность ...

Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема
Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении; практически отсутствуют ранняя педагогическая профил ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта