Ø «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными, ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, сетует на его неуспешность; в связи с этим пытается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.
Анализ прикладных исследований, выполненный М.Н. Поповой, позволяет выделить следующие подходы к исследованию детско-родительских отношений и особенностей их взаимодействия (28):
*Изучение отдельных параметров, характеристик взаимодействия и их влияние на развитие личности ребенка. Наиболее часто в сферу влияния исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, а также эмоциональные контакты (любовь и принятие).
* Изучение типов, стилей, видов и моделей взаимодействия (сотрудничество, псевдосотрудничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированные модели).
*Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Среди наиболее часто называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.
Таким образом, можно заметить, что типы, модели, стили воспитания, не противоречат, а дополняют друг друга.
Информация по теме:
Проявление подростковой эмансипации
Вместе с тем, подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный и пове ...
Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят о ...
Отчуждение в системе образования
В каком смысле можно говорить об отчуждении в образовании? Что подвергается отчуждению, т.е. изъятию из владения ученика.
Отчуждению подвергается свобода человека распоряжаться временем, пространством, собой в соответствии с собственными ...