Ø «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными, ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, сетует на его неуспешность; в связи с этим пытается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.
Анализ прикладных исследований, выполненный М.Н. Поповой, позволяет выделить следующие подходы к исследованию детско-родительских отношений и особенностей их взаимодействия (28):
*Изучение отдельных параметров, характеристик взаимодействия и их влияние на развитие личности ребенка. Наиболее часто в сферу влияния исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, а также эмоциональные контакты (любовь и принятие).
* Изучение типов, стилей, видов и моделей взаимодействия (сотрудничество, псевдосотрудничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированные модели).
*Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Среди наиболее часто называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.
Таким образом, можно заметить, что типы, модели, стили воспитания, не противоречат, а дополняют друг друга.
Информация по теме:
Виды межличностного взаимодействия
Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступа ...
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.
Основная тенденция дошкольно ...
Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер
(1867-1927).
Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом пси ...