Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и сирот в воспитательной колонии

Страница 1

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребёнка, выделяют несколько типов профилактических мероприятий: "нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям, устраняющие эти обстоятельства, контролирующие проводимую профилактическую работу и её результаты". Основная цель профилактической работы — защита ребёнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений", регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Закон спроектирован с учётом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними [14,c.145].

Одно из основных противоречий в организации социально-педагогической поддержки детей — несовпадение проблемных полей социальной педагогики, её правовых норм с существующими технологиями. Утверждённые законодательством приоритеты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не используются в педагогике в качестве легитимных инструментов. Это выражается в противоречиях:

- между масштабностью профилактической работы с детьми группы риска и отсутствием сбалансированного научно-педагогического обоснования и педагогического инструментария профилактической работы;

- между большим количеством исследований и размытостью содержания профилактики в проблемных полях медицины, педагогики, права и т.д.;

- между доминированием в законе и практике социально-правового адресного подхода и технологической непроработанностью педагогически выверенного индивидуального подхода в разрешении проблем ребёнка, оказавшегося в социально опасном положении, общей типизацией технологий профилактической работы с детьми.

Выявленные противоречия демонстрируют незавершённость педагогического обоснования правовых норм, действующих в отношении детей (и молодёжи), находящихся в социально опасном положении. В связи с этим мы попробуем соотнести нормы, утверждённые ФЗ № 120, с целями и приоритетами социально-педагогической технологии работы с детьми группы риска.

Принципиальными характеристиками этого закона являются его идейная, выраженная в социально-педагогических категориях, функциональная направленность и точность в распределении полномочий и обязанностей субъектов системы профилактики.

Пожалуй, впервые после принятия в 1992 году ФЗ "Об образовании", поддержка ребёнка заняла доминирующее положение в сложной палитре государственных задач, представлена в виде спроектированной технологии индивидуальной профилактической работы.

Собственно, изменился и сам баланс целей профилактики. Карательные, надзирающие функции уступили место задачам защиты и восстановления прав и интересов детей и семей, оказавшихся в социально опасной ситуации. В качестве цели и результата государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждения их противоправного поведения. В соответствии со ст. 2 п. 1 основные задачи профилактики сформулированы как:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Для того чтобы решить вопрос: является ли государственный подход в организации профилактической работы с детьми группы риска завершённой социально-педагогической технологией, необходимо выявить её ключевые компоненты, представленные в российском социальном законодательстве, а именно: определить объект применения технологии; вычленить реальные субъекты процесса применения технологии; выделить алгоритм, реализация которого обеспечивает достижение запланированного результата; определить параметры оценки ожидаемого результата.

Закон № 120 в качестве объекта системы профилактики определяет несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу. Закон также провозглашает идеологию защиты прав несовершеннолетнего в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем определены специфические признаки групп детей — объектов профилактической работы, а именно:

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляютс ...

Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований
Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки. Проблемы теории и методологии психологии развивались в труд ...

Понятие конфликта и его описание
В самом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Также подходит такая трактовка конфликта, как то «специальна ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта