- безнадзорный-несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Таким образом, на законодательном уровне педагогические понятия "группа риска", "дети, склонные к ПАВ", "несовершеннолетние правонарушители" и т.д. конкретизируются определениями "беспризорный", "безнадзорный", "социально опасное положение". Эти определения становятся критериальными признаками для включения ребёнка и его семьи в систему защиты прав.
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений — индивидуальная профилактическая работа. Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опасного положения.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. При этом профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Введение института индивидуальной профилактической работы — явление весьма актуальное и своевременное, так как она однозначно защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии [45,c.163].
Таким образом, в профилактической работе произошла смена приоритетов. Наказание и ответственное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место социально-педагогической работе по выявлению и предвосхищению причин и действий, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, антиобщественные.
Индивидуальная профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована только профессионалом, чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребёнку. Его деятельность является движущей силой всей системы индивидуальной профилактической работы с ребёнком, оказавшимся в социально опасном положении.
Такая роль социального педагога не случайна. Институт социальных педагогов формируется преимущественно при учреждениях образования — школах и др. Система образования — единственная из всех структур профилактики, которая охватывает всех детей в возрасте от 7 до 18 лет, осуществляет в отношении них педагогическую работу и функцию педагогического призора, имеет локальное территориальное закрепление, что позволяет осуществлять работу со всеми детьми на конкретной территории.
Цель деятельности социального педагога — оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.
Деятельность социального педагога направлена на решение двух главных задач:
- организация конструктивного результативного сотрудничества, взаимодействия различных социальных институтов и структур общества в решении проблем несовершеннолетних;
- создание локальных (индивидуальных и с учётом условий микросоциума), максимально возможных для каждого ребёнка условий его успешной социальной адаптации, раскрытия творческого потенциала и успешного жизненного самоопределения.
В деятельности специалиста можно выделить следующий функциональный алгоритм:
Информация по теме:
Я-концепция личности
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общ ...
Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: ...
Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической
психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии.
В связи с анализом концепции учебной д ...