Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности [23].
Таким образом, социально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентации [23].
Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры [23].
Каждой группе присущ социально-психологический (психологический, морально-психологический) климат (атмосфера) - качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.[23].
Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
— доверие и высокая требовательность друг к другу;
— доброжелательная и деловая критика;
— достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
— свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
— удовлетворенность принадлежностью к фирме:
— терпимость к чужому мнению;
— высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
— принятие на себе ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.
В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
Информация по теме:
Имплицитные теории семьи
Семья — понятие интуитивно ясное в его прямом и переносном значении. Каждый человек в состоянии выносить некие суждения о конкретной наблюдаемой семье или об отношениях, которые в переносном смысле мы характеризуем как семейные (например: ...
Понятие конфликта. Специфика супружеского конфликта
На уровне житейских представлений слово «конфликт» часто употребляется в одном ряду с такими словами, как «ссора», «разногласие», «непонимание», «напряжение», «размолвка». Толковый словарь русского языка чуть более строг в формулировке да ...
Структурно-уровневая теория интеллекта
Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева [19]. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллек ...