Мотив сна в польской литературе: традиции интерпретации

Психология » Мотивы сна в романах Ольги Токарчук » Мотив сна в польской литературе: традиции интерпретации

Страница 1

Духовный и инициацийный характер сновидений литература распознала раньше, чем психология. Если бы в психологии не появилась теория Карла Густова Юнга, который - говоря метафорично - вывел сновидения из каналов либидо на чистую воду неведения, эту теорию придумали бы писатели и поэты. Теорию "общих" снов, которые соприкасаются с общей психологией всего человечества испокон веков и по наши дни, принимали романтики и символисты [].

Современный же человек переживает сильнейший разлад со своим внутренним Я. Его религиозность скрывается под сферой неведения. В современной литературе сновидения зачастую позволяют обратиться к религиозной проблематике, которая скрыта в сознании героя достаточно глубоко.

Онейричное искусство не рассказывает снов, но создаёт их эквивалент в разных системах знаков. Особенно мотив сна близок киноискусству, поскольку кино имеет онейричную природу с момента его открытия. Образы, использованные в кино, очень часто берутся из сферы фантазий и сновидений. Разные формы стилизации снов характерны для фильмов А. Куросавы, Ф.Феллини, В.Хаса. Пётр Думала также использует в своих анимационных фильмах "Кроткая" (по Ф.Достоевскому) и "Кафка" мотив сна. Сам режиссёр признаётся в том, что использует свои собственные сны как материал для фильмов.

Психология исследует сны в общем контексте личности, тогда как исследователи литературы, "читая" сны, могут себе позволить свободу в интерпретации снов, ведь ошибка в анализе не является столь значимой. Исследователей психоанализа - З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма - в первую очередь интересовали глубины подсознания, которые открывались благодаря изучению материи сна. Литературоведов в первую очередь интересует сама поэтика сна, а не его значение.

В современных литературных исследованиях оригинальную точку зрения на сон представила Данута Данек, которая подчеркнула особое место психоанализа, заинтересованного исследованием первичных структур. По её мнению, психоанализ как семиотическая дисциплина может быть предметом литературных исследований, сконцентрированным вокруг поэтики произведения (в рамках более широкого контекста исследования связей между литературой и психологией) [27, с. 17].

Интенции и претензии на воплощение сюжета делают сон формой и образом профетизма, и особенно активно — в литературе: Сон героя есть или предвосхищение сюжета (сон Татьяны в "Евгении Онегине"), или предупреждение о будущем (апокалиптические сны Раскольникова в "Преступлении и наказании"), или утопия ("Что делать?" Чернышевского). В литературе и искусстве романтизма и символизма создана универсальная "мифология" сна: сон предпочтен иным типам реальности как дар онтологической и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеческого диалога и контакта с потусторонними силами. Религиозный авангард создает символологию сна как "текстуального" свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ Сна у Ницше и Флоренского), здесь сформулирована анамнестическая культурология сновидения.

"На фоне многократных приравниваний сна и жизни (П.Кальдерон, Ф.Тютчев, М.Лермонтов), сна и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидческой философии истории, которая описывает реальность, построенную по принципу "матрешки" и перехода бога-демиурга из одного сна в другой. Так эстетически оформляется образ мирового сна с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это наполнение термина "Сон" обслуживает его поэтическую философию. Сравним прозу Х.-Л.Борхеса и В.Хлебникова, для которых культура есть континуум сна, "цитирующих" друг друга в историческом пространстве. Сравним также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами сна в русской традиции (М.Лермонтов) и словами Ф.Тютчева о здешнем мире, где "человек лишь снится сам себе". Старинные представления о сне как временной смерти придали ему функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классически объективного идеализма (Г.Гегель), в циклических моделях и космизме; в психологической и филосовской прозе модерна (символизм, постмодернизм), в интуитивистской эстетике"[].

Мотив сна в литературе выполняет разные функции. Начиная с Библии и по сегодняшний день рссмотрим использование писателями мотива сна: "Сон — даже самый бессмысленный и запутанный — указывает на существование в нас внутреннего человека, не всегда говорящего, скорее скованного и молчаливого - в Библии важно утверждение о том, что сон - это внутренняя вера, предзнаменованье и опыт", - пишет Анна Каменьская [27, с. 56]. (здесь и далее польские тексты в переводе автора Е.Ш.)

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Теория Э.Эриксона
В юношеском возрасте центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. В детстве мы судим о себе в соответствии с совокупностью различных ролей. В отрочестве и юности новые познавательные возможности ...

Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование. 1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта