Научному подходу к одаренности уже более 100 лет. Тем не менее, проблемными остаются вопросы:
- квалифицированной, комплексной диагностики одаренности, ввиду 1) многообразия ее признаков: обучаемость, успешность в определенных видах деятельности, объективность в оценках, успешное прогнозирование (интуиция), продуктивность, наблюдательность, доминирующая познавательная мотивация, перфекционизм, критичность, нонконформизм, креативность, рефлексивность, мудрость, увлеченность, эмоциональная лабильность, интеллектуальность, саморегуляция, самоконтроль и метакогнитивные способности, стремление к лидерству, индивидуализм, страхи, неуверенность в себе, тревожность, заносчивость, застенчивость и некоторые другие, поэтому выражение «одаренный ребенок» может пониматься и оцениваться по-разному; 2) временных проявлении одаренности, ее неустойчивости во времени. Существуют периоды спада и оптимума работоспособности человека, которые необходимо учитывать; 3) внешней схожести проявлении развивающегося невроза и проявлении одаренности. За признаки одаренности можно принять проявления защитных механизмов личности с развивающимся неврозом: болезненно возбужденное воображение, искаженность, необычность эмоциональных проявлений, излишняя рационализация [3].
- вопрос о сохранении одаренности. Долгосрочная цель развития детской одаренности во взрослую не всегда достигается. Процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении независимо от того, учились одаренные дети по специализированным программам или нет; проблема "эфемерного ума вундеркинда", "затухающего таланта", "заблокированной одаренности" до сих пор стоит перед практиками всего мира. Следовательно, психологи и педагоги не всегда обеспечивают образовательную практику вариантами правильного решения этой проблемы, несмотря на все старания это сделать [11].
- проблема невротичности одаренных детей. Одаренные дети часто попадают в группу риска по формированию невротических расстройств, так как психофизиологические, социальные и педагогические факторы возникновения и развития невротических расстройств подростка в общих чертах совпадают с предпосылками возникновения и развития одаренности [12].
Среди современных детей 70% страдают разного рода невротическими декомпенсациями [1]. Среди одаренных детей этот процент достигает в среднем 80%, причем в поколении 1986-1996г.р. этот показатель в полтора раза выше, чем в поколении 1976-1986г.р. [15]. Процент детей, имеющих разного типа и степени тяжести невротические декомпенсации к концу обучения возрастает в 3,5 раза по сравнению с началом обучения в школе. Этими данными частично можно объяснить феномен «затухания детской одаренности» - одаренность поглощается болезнью [12]. Известно, что невроз нередко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно неприемлемым условиям микросреды [9].
Невроз - это психогенная болезнь личности, для которой исходным и определяющим является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает действительность. Определяющую роль в патогенезе невроза играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения [9].
Информация по теме:
Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации имеет свои особенности, в ней тесно спл ...
Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, ...
Психологические особенности детей 6–7 летнего возраста
Прежде всего необходимо отметить, что это критический, переходный возраст, связывающий между собой два стабильных периода развития ребёнка – дошкольный и младший школьный. Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. позволяют компл ...