1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности как ключевая, так как позволяет решить задачу по организации взаимодействия различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
Инициатива создания целостного банка данных принадлежит социальному педагогу и осуществляется им совместно с инспекторами отделения предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, управления по делам ветеранов, пожилых людей и малоимущих граждан, здравоохранения и комиссиями по делам несовершеннолетних.
При формировании банка данных уточняются такие позиции:
- каковы основания постановки ребёнка на учёт;
- какие структуры работают с несовершеннолетним;
- какая работа проводится для разрешения проблемы;
- что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включённых в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребёнка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребёнка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребёнка.
3. Разработка индивидуальной программы улучшения жизненной ситуации ребёнка. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются для оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребёнку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы — для решения проблем определённой группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Индивидуальные программы должны предусматривать вовлечение ребёнка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребёнком позитивного опыта разрешения проблем.
Реализация индивидуальных программ по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция предполагает, что специалист как посредник между учащимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов выступает одновременно в нескольких ролях:
- распределяет (сообразно целям и задачам программы) участие
и ответственность всех привлечённых к реализации программы сторон;
- способствует активизации и развитию личностных ресурсов ребёнка и его семьи, формирует и поддерживает мотивацию на преодоление возникших трудностей;
- организует и исполняет индивидуальные социально-педагогические программы, методы и формы работы с ребёнком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;
- осуществляет представительство и защиту прав ребёнка и семьи в учреждениях системы профилактики;
- содействует в получении ребёнком необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации;
- отслеживает результаты и вносит корректировку в реализацию программы.
Ведущие методы реализации индивидуальных программ: социальный патронат, метод биографии, консультирование и т.д.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы — улучшение положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Представленные выдержки из текстов закона, анализ закона в целостности позволяют сказать, что общегосударственный подход не только не противоречит, но и совпадает с ключевыми категориями и понятиями современной социально-педагогической науки как области знания и сферы практики. С одной стороны, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики — "социального воспитания".
Социальное воспитание определяется М.А. Галагузовой как "педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь" [25,c.145].
С другой стороны, законодатель ввёл в употребление профессиональные понятия и термины педагогики, социальной педагогики и социальной работы в качестве рабочего инструментария разрешения проблем детей и семей, оказавшихся в социально-опасной ситуации. Индивидуальная профилактическая работа как разновидность профессиональной деятельности/направленной на оказание адресной помощи человеку в процессе выведения его из трудной жизненной ситуации и дальнейшей социализации и самореализации в обществе, является разновидностью социально-педагогических технологий.
Информация по теме:
Особенности психического развития аутичного ребенка
Л.Каннер (1943) описывая аномальных детей, развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза, указывает на то, что основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к ...
Межличностные стили решения конфликтов
Уклонение: этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция – не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придёт ...
Роль тренера в спортивном коллективе
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, р ...