Психологические особенности родительского отношения

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности родительского отношения

Страница 2

В отечественной литературе существует множество классификаций родительского отношения.

Некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов родительского отношения степень выраженности эмоциональной стороны общения.

В качестве примеров, рассмотрим классификации Е.Б. Насоновой, М.Н. Поповой (28)

Е.Б. Насонова выделила 4 группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей:

Ø Семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций (гиперопекающие родители).

Ø Семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка (разумная любовь)

Ø Семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентное родительское отношение).

Ø Семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

М.Н. Попова выделила следующие типы семей: «Любящие», «Игнорирующие», «Формально-любящие».

При составлении данных типологических классификаций семей были использованы следующие критерии: осознание родителями значимости положительного эмоционально – тактильного контакта с ребенком; частота эмоционального взаимодействия родителя с ребенком, адекватность эмоциональных проявлений родителя в процессе взаимодействия с ребенком.

Поле эмоциональных межличностных отношений (принятие – непринятие, близость-отдаленность, со стороны родителей или пассивность – активность, мягкость – жесткость со стороны ребенка) также исследовалось А.В. Усовой, Е.Б. Насоновой, В.Л. Леви (30)

Обозначенные выше системы межличностных отношений, определяют процесс формирования взаимодействия ребенка с социумом через позицию эмоциональной и конструктивной близости, которая фиксируется по таким показателям как: отношение к совместной и индивидуальной деятельности; к успехам и неудачам партнера, к оценке собственной работы.

Многие исследователи (Е.А. Архин, Ю.В. Баскина, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Андреева Л.А.) выделяют иные типы родительского отношения и поведения: эмоциональное отвержение, гиперопека, обращение к ребенку по типу двойной связи. (24)

Петровский А.В. выделил пять тактик (типов) семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество (31).

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы родительского отношения, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителей представляется в системе координат, одна из которых отражает эмоциональный аспект отношений к детям, а другая поведенческий. Комбинация крайних значений дает четыре типа родительского отношения:

А. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы.

Б. Холодное разрешающее отношение, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему необходимой свободы.

В. Теплое, ограничивающее отношение, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку, с излишним контролем над его поведением.

Г. Холодное, ограничивающее отношение, которое приводит к постоянной критике ребенка к придиркам, а иногда преследованию любого самостоятельного поступка.

Различные подходы к определению понятия «стиль семейного воспитания» анализирует Е.В. Буренкова. Стиль семейного воспитания понимают как «синтетическое воздействие на ребенка и формирование адаптивного к индивидуальной системе поведения» и как «результат социально – психологического развития человека в целом» (24).

Стиль семейного воспитания как выбор основного направления в формировании поведения у ребенка характеризуется эмоциональным компонентом принятия или отвержения и соответствующими установками или «семейными правилами» (24)

в психологическом пространстве.

Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания (Гаврилова Т.П.). Стиль семейного воспитания относится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение», «типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются, как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка. (С.Н. Щербакова, Андреева Б.А Синягина Н.Ю. (21)

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Эмоциональное здоровье и эмоциональное благополучие
эмоциональный благополучие здоровье подросток В последнее время в России наблюдается огромное внимание к проблеме здоровья. Данной проблемой занимаются такие науки как медицина, философия, психология, которая в настоящее время активно ис ...

Личность в группе. Влияние группы на личность
Положительное воздействие общности на индивида. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем: 1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культ ...

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта