Психологические особенности родительского отношения

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности родительского отношения

Страница 2

В отечественной литературе существует множество классификаций родительского отношения.

Некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов родительского отношения степень выраженности эмоциональной стороны общения.

В качестве примеров, рассмотрим классификации Е.Б. Насоновой, М.Н. Поповой (28)

Е.Б. Насонова выделила 4 группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей:

Ø Семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций (гиперопекающие родители).

Ø Семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка (разумная любовь)

Ø Семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентное родительское отношение).

Ø Семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

М.Н. Попова выделила следующие типы семей: «Любящие», «Игнорирующие», «Формально-любящие».

При составлении данных типологических классификаций семей были использованы следующие критерии: осознание родителями значимости положительного эмоционально – тактильного контакта с ребенком; частота эмоционального взаимодействия родителя с ребенком, адекватность эмоциональных проявлений родителя в процессе взаимодействия с ребенком.

Поле эмоциональных межличностных отношений (принятие – непринятие, близость-отдаленность, со стороны родителей или пассивность – активность, мягкость – жесткость со стороны ребенка) также исследовалось А.В. Усовой, Е.Б. Насоновой, В.Л. Леви (30)

Обозначенные выше системы межличностных отношений, определяют процесс формирования взаимодействия ребенка с социумом через позицию эмоциональной и конструктивной близости, которая фиксируется по таким показателям как: отношение к совместной и индивидуальной деятельности; к успехам и неудачам партнера, к оценке собственной работы.

Многие исследователи (Е.А. Архин, Ю.В. Баскина, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Андреева Л.А.) выделяют иные типы родительского отношения и поведения: эмоциональное отвержение, гиперопека, обращение к ребенку по типу двойной связи. (24)

Петровский А.В. выделил пять тактик (типов) семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество (31).

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы родительского отношения, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителей представляется в системе координат, одна из которых отражает эмоциональный аспект отношений к детям, а другая поведенческий. Комбинация крайних значений дает четыре типа родительского отношения:

А. Теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы.

Б. Холодное разрешающее отношение, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему необходимой свободы.

В. Теплое, ограничивающее отношение, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку, с излишним контролем над его поведением.

Г. Холодное, ограничивающее отношение, которое приводит к постоянной критике ребенка к придиркам, а иногда преследованию любого самостоятельного поступка.

Различные подходы к определению понятия «стиль семейного воспитания» анализирует Е.В. Буренкова. Стиль семейного воспитания понимают как «синтетическое воздействие на ребенка и формирование адаптивного к индивидуальной системе поведения» и как «результат социально – психологического развития человека в целом» (24).

Стиль семейного воспитания как выбор основного направления в формировании поведения у ребенка характеризуется эмоциональным компонентом принятия или отвержения и соответствующими установками или «семейными правилами» (24)

в психологическом пространстве.

Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания (Гаврилова Т.П.). Стиль семейного воспитания относится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение», «типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются, как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка. (С.Н. Щербакова, Андреева Б.А Синягина Н.Ю. (21)

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Роль родителей в жизни подростка
На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения к подростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическая значимость для подростка меняются. По мнению И.С. Кона [2], ...

Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса сост ...

Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта