Понятие Интернет-зависимости, её причины, типы, признаки, последствия

Психология » Профилактика Интернет-зависимости у студентов » Понятие Интернет-зависимости, её причины, типы, признаки, последствия

Страница 1

Свободная энциклопедия Википедия определяет Интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [7].

На английском языке порочные, болезненные пристрастия называются addiction, отсюда возник термин “аддиктивное поведение”. Сам термин “аддикция” стали использовать как равнозначный термину “зависимость”. Существует три вида аддикций [13]:

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение)

2. Биохимические (анорексия, булимия)

3. Нехимические (подсознательные)

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П.) [17], можно говорить, что создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое состояние, чем склонные к Интернет-аддикции личности и стали пользоваться. Компьютер становится фетишем, составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению [17].

Определенные свойства, присущие Интернету, делают его аддиктивным агентом, а именно [10]:

сверхличностная природа межличностных взаимоотношений;

возможность анонимных социальных взаимодействий;

возможности реализации представлений и фантазий с обратной связью;

уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание;

расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса;

неограниченный доступ к информации.

В виртуальном пространстве иллюзорно удовлетворяются практически все потребности иерархии Абрахама Маслоу:

физиологические (например, бурные виртуальные романы, киберсекс); безопасность (и анонимность);

принадлежность (к какой-либо виртуальной группе по интересам); любовь и уважение (между участниками определенного виртуального сообщества);

самоактуализация (достижима в том числе возможностью иных самопрезентаций с актуальной обратной связью от респондентов), что только способствует возникновению зависимости от сети Интернет [9].

К. Янг охарактеризовала пять основных типов Интернет-зависимости [16]:

1) компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2) компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

3) перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4) киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;

5) киберсексуальная зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

Этот же автор отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Это [16]:

1) Навязчивое желание проверить e-mail;

2) Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3) Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4) Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 пунктов из следующих [11]:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Генезис имплицитных теорий
Сформированный на ранних стадиях онтогенеза образ мира представляет собой неразделимо слитый сгусток смыслов, которые постепенно дифференцируются в соответствии с логикой категоризации. В процессе совершенствования восприятия индивид усва ...

Возрастные особенности подросткового возраста
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельнос ...

Психологическая сущность межличностных конфликтов
В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явле ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта