Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, каково центральное новообразование исследуемого возраста, каковы границы возраста, к какому периоду - критическому или стабильном - он относится. Исследователи подросткового возраста объясняют подобную неопределенность исторической и социальной обусловленностью развития личности, которая является причиной отсутствия стабильных границ подросткового возраста.
Связь культурно-исторической ситуации с границами подросткового возраста хорошо проиллюстрирована в работе Н.Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. "В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка…" [39]. Сопоставляя данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л.И. Божович и Н.И. Крылова [5], также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста. В начале 80-х, отмечает Н.Н. Толстых, происходит изменение в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений [39]. "Некоторая универсальность задач развития в подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности подростка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, существенно различаются. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе" [39].
В исследованиях Л.И. Божович [5], которые проводились в середине 50х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 14 - 16 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И. Крылова показали, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16 - 17 лет.
Еще одним аргументом, объясняющим некоторые расхождения относительно ключевых аспектов подросткового и юношеского возраста, является то, что подростковый возраст в культуре возник совсем недавно, и еще не нашел в современности способов своего развития подобно более древним возрастам. "Сегодня нет еще в культуре ведущей деятельности подростничества, не определена социальная ситуация развития подростка - социум предъявляет к нему те же требования, что и к младшему школьнику, благодаря чему подростковый кризис не находит своего разрешения" [19].
Арестова О. считает, что одним из психологических последствий социальных кризисов является нарушение (или даже деструкция) временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация субъекта [3]. Специальное исследование в отношении временной перспективы личности показало, что это состояние вызывает нарушение связанности или согласованности прошлого, настоящего, будущего и отсутствие будущей доминанты. Отмечается, что чувство деперсонализации и нереальности связано с неспособностью видеть себя в будущем. Сходная структура временной перспективы отмечается и у подростков 14 - 16 лет, у которых временной фокус смещается на настоящее. Такие дети живут сегодняшним днем, они не видят связи прошлого, настоящего и будущего. Временная перспектива представлена разрывной.
Информация по теме:
Различные концепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также счи ...
Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.)
. Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...
Личность в группе. Влияние группы на личность
Положительное воздействие общности на индивида.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культ ...