Общая характеристика подросткового возраста

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Общая характеристика подросткового возраста

Страница 3

Л.И. Божович как аффективный центр старшего школьника выделяет:

обращенность в будущее (старшеклассник смотрит на настоящее с позиции будущего).

построение жизненных планов.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации [5]. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов". Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

И Л.И. Божович, и Д.Б. Эльконин рассматривают этот период как кризисный: "Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами" [4, 44].

Кроме того, Л.И. Божович уделяет особое внимание мечте. Она считает, что в мечтах подростков всегда имеет место то или иное "моделирование" своего будущего и себя в этом будущем, или, как говорят зарубежные психологи, воображаемое проигрывание будущих ролей [5]. Т.о., мы считаем, что образ будущего, с одной стороны - некая абстрактная, идеальная картина подростка о том, как он будет жить дальше и представление тех ролей, которые будет выполнять. Также он определяется не только мечтами, но и действительным положением подростка (его реальными возможностями).

Жизненная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

Основываясь на положениях Л. C. Выготского и Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдов считал, что у подростков пробуждается стремление участвовать в любой общественно - значимой работе, появляется рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего "Я", то есть практическое сознание [16]. У старшеклассников (14 - 16 лет), по Давыдову, развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, появляется способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Центральным новообразованием в юношеском возрасте, по его мнению, является осознание своего места в будущем, своей "жизненной перспективы" [16].

Значимость проблемы смысла жизни, субъективно переживаемая высокая осмысленность собственной жизни и творческий характер самореализации являются устойчивой характеристикой юношеского возраста.

Становление субъективности в юношеском возрасте связано со "становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни" [36]. В культуре предполагается, что юноши являются проектировщиками и конструкторами образа своей будущей деятельности и способов достижения этого образа.

Большой акцент на активной преобразовательной позиции вступающего в жизнь молодого человека делал К. Маркс. Конечным продуктом труда, по их мнению, должен выступать, прежде всего, сам человек в его общественных отношениях [26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...

Совершенствование систем управления в организациях и на предприятиях
Как и все другие крупные задачи, возникающие в общественной практике, эта задача также является комплексной. Ее решение требует изучения широкого круга вопросов. Но какой бы из вопросов ни был взят, его решение связано с необходимостью из ...

Взаимовлияние личности и социальной роли
Хотя в целом поведение каждой личности складывается из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта