Все люди разные. Они занимают различные жизненные позиции, преследуют различные цели, руководствуются различными интересами. Разумеется, эти различия порождают целый ряд серьезных противоречий. Каждый при этом стремится максимально удовлетворить свои потребности, реализовать свой потенциал, достичь своих целей. Противоположность интересов и целей приводит к противоборству. И тут уж соперничество становится неизбежным атрибутом межличностных отношений. Противники начинают активно противодействовать друг другу. Возникает межличностный конфликт
. Такие конфликты могут иметь вертикальную (руководитель - подчиненный) и горизонтальную направленность (сотрудник - сотрудник)[5].
Горизонтальный чаще всего применяют по отношению к новичкам более старые сотрудники организации. Он может проявляться в «бойкоте» со стороны сослуживцев, предоставлении неверной информации, игнорировании просьб, сплетнях и множестве иных «мелочей», которые складываются в единую картину конфликта. Обычно такое случается, если в новичке видят конкурента, или он сильно выделяется из коллектива своей неординарностью. Нередко причиной становится и обычная зависть к более молодому и удачливому коллеге. Отмечено, что зачинщиками травли во многих случаях становятся пожилые сотрудники, которые боятся потерять место и из-за этого придираются к своим коллегам. Иногда подобный прессинг имеет временный характер и является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. В жертву может превратиться и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство.
Вертикальный конфликт часто возникает там, где есть желание освободить место для продвижения по службе, убрать конкурента или отомстить. Одна из разновидностей вертикального конфликта предполагает, что руководитель по тем или иным причинам хочет избавиться от работника, но не может сделать это законным способом. Например, новому начальнику необходимо подобрать другую команду или сэкономить средства на кадровый ресурс. По закону без серьезных оснований уволить подчиненного практически невозможно. Гораздо проще постоянно обвинять работника в некомпетентности, недисциплинированности, ставить перед ним невыполнимые задачи и, в конце – концов, вынудить его уйти по собственному желанию.
Проблема конфликтов в рабочем коллективе существовала всегда, и пока не найдено единого рецепта борьбы с этим явлением. Однако искренний интерес к жизни своих подчиненных и принципиальная позиция руководства по данному вопросу позволит найти достойный выход из этой непростой ситуации.
Как показывает практика, чаще всего люди конфликтуют по трем причинам. Первоосновой межличностных конфликтов являются:
-амбициозность,
-оскорбленное самолюбие,
-деньги,
-ревность.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях обычно таковы:
-противоборство,
-приспособление,
-взаимный компромисс,
-сотрудничество,
-дистанцирование,
-уклонение,
-уход от конфликта.
Выбор стратегии в первую очередь зависит от расстановки сил и позиций. То, как мы предпочитаем решать конфликты с близкими людьми, совершенно не подходит для разрешения сложных ситуаций с деловыми партнерами. Если возник конфликт с руководителем, то необходимо выбрать что-либо из вариантов: приспособление, компромисс, уклонение. Открытое противоборство может закончится крахом карьеры, а в сотрудничестве начальник может и не нуждаться. Иное дело, когда человек от вас зависит. Вот тогда можно использовать и другие варианты.
Межгрупповые конфликты
возникают между структурными подразделениями, между группами сотрудников, между руководством и персоналом, между администрацией и общественной организацией. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении.
Информация по теме:
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей
подросткового возраста
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и ...
Взаимосвязь экономики и психологии в исследованиях сберегательного
поведения Катоны
В начале 1940-х годов Дж. Катона в сотрудничестве с командой экономистов и социологов в Мичиганском университете (США) начал использовать психологические теории и методы при изучении экономических проблем. Дж. Катона, в отличие от Г. Тард ...
Проблемы межличностного общения в традициях когнитивизма
Когнитивистская ориентация в социальной психологии ведет свое начало от идей классической гештальтпсихологии, а также теории поля К. Левина. Сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить социальное ...