Наш внутренний мир и мир внешний далеко неодинаковы. Мы хотим видеть мир вокруг себя и себя в мире совсем не так, как это выглядит на самом деле. Чувство дискомфорта и несоответствия приводит нас в уныние и раздражение. Иногда человек и понятия не имеет о том, каким его видят окружающие его люди и очень часто случается так, что различия бывают пугающими. Свет и тень. Большинство людей хотят жить в мире, согласии и спокойствии. Но так ли это на самом деле? Почему-то в реальной жизни у многих все строится по принципу «пусть у меня будет лад, а ты живи невпопад». Ведь куда больший интерес у людей вызывают скандалы, ссоры, стихийные бедствия и катастрофы,- главное, лишь бы это не касалось их самих. А более всего их интересуют змеиные клубки человеческих страстей и различных нарушений общепринятых социальных норм.
Человек устроен так, что в глубине души он все равно прячет желание нарушить социальные, моральные и иные общественные нормы. В каждом человеке есть немного зла. Добродетель – это только светлая сторона луны нашего «я», другая – темная, наполнена злом, и никуда от этого не деться. Наше негативное «я» - тень - это наше негативное отношение к жизни и людям, то, что мы ненавидим, критикуем в себе и других. Тень преследует человека на протяжении всей его жизни и иногда она берет верх, так как это мощный энергетический комплекс, который управляет нами, ведет по жизни, который не познан нами и плохо контролируем. Мы гораздо чаще стараемся демонстрировать свои положительные качества, играть роль хороших и добрых людей, потому нам стыдно показывать себя с другой стороны.
Роскошь быть самим собой позволяют себе только сильные и независимые личности. Они вызывают зависть и всеобщее порицание остальных. Но то, что мы называем злом не нуждается в порицании или в завистливых вздохах, оно требует к себе пристального внимания. Не изучив разные формы проявления зла, мы никогда не научимся прогнозировать назревающие конфликты, решать их или избегать. Школа мудрости добра начинается с постижения психологии зла.
Почему же спокойная и тихая добродетель чаще всего вызывает скуку и внутреннее равнодушие в то время как зло будоражит всю нашу сущность? Обратим внимание на сугубо психологические аспекты:
-добро бывает конструктивным, но чаще всего регламентировано. Зло пробуждает в человеке скрытые силы;
-добро часто бывает пресным. Зло всегда эмоционально, а потому выглядит ярче и привлекательней;
-добро сдерживает. Зло толкает на какие-то действия.
Писатели, сценаристы давно поняли, что герои могут быть только тогда действительно привлекательными, когда в них естественно и ярко проявляются достоинства и пороки, то есть очевидные меры добра и зла. Чем же привлекательны «отрицательные герои»? В их поведении нет фальши: они честны и естественны в своем зле. Они живут и действуют без потуг на добро и не настаивают на том, чтобы все следовали их принципам. Они могут быть циничны, но не боятся этого демонстрировать, а потому более понятны. Мы можем их не любить, но разве мы так отличаемся? Кто может сказать, что никогда не нарушал правил дорожного движения?
Оказывается, даже частично идентифицируя себя с героем, несущим в себе очарование зла, мы вытесняем из своего подсознания собственную злобность, слабости и порочные страсти, и таким образом зачастую избавляемся от внутренних конфликтов и начинаем лучше понимать суть конфликтов внешних.
Конфликты – неизбежные издержки общения между людьми. Они были, есть и будут. Это жизнь. Конфликты неистребимы. Они сопровождают нас от рождения до самой смерти. Как не парадоксально, но конфликты – необходимый атрибут нормального социального развития общества. Он может быть позитивным и негативным, конструктивным и деструктивным – все зависит от того как его разрешить. Но он редко бывает застойным. Нередко конфликту предшествует понимание необходимости что-то изменить. Конфликт может служить мощным стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
Информация по теме:
Особенности семейного самосознания
В контексте темы данной работы, представляется необходимым более подробно остановиться на такой характеристике семьи, как семейное самосознание.
Т.М. Мишина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы» (Мишина, 1987), — своеобразное семей ...
Техника психодинамической психотерапии
Поведенческие перемены происходят в психодинамической психотерапии благодаря двум процессам: понимание когнитивных и аффективных процессов, исходящих из детства (защитные механизмы), а также понимание конфликтных отношений, сформировавших ...
Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции
психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...