Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:1. Эпоха детства 3–7 лет – преобладает адаптация, ребенок в основномприспосабливается к социальной среде.2. Эпоха отрочества 11–15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.
А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй – активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность – и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.
Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.
Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому
В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде – индивидуализации, в старшем школьном возрасте – интеграции.
Информация по теме:
Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...
Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...
Что говорил Кречмер
Эрнст Кречмер
психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. Среди его публикаций особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. В начале 20-х годах он пережил особы ...